Зелинский Корнелий Люцианович | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
25 февраля 1970 (74 года) |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
литературный критик и литературовед |
Награды: | |
Зелинский Корнелий Люцианович,(1896 — 1970) - советский литературовед, литературный критик, член СП СССР (1934), доктор филологических наук (1964).
Содержание |
Родители: отец – Люциан Теофилович Зелинский (1870-1941), инженер, мать – Елизавета Николаевна Киселева (1869-1945), учительница русского языка и литературы. [1] Закончил 6-й московскую гимназию.[2] В 1918 году окончил философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Тогда же начал редактировать и печататься в газете «Кронштадские Известия», а также как военный корреспондент в газетах РОСТА (Российское телеграфное агентство). По окончании гражданской войны принял деятельное участие в литературной жизни, с 1923 – как литературный критик (статья. «Стиль и сталь») [3] В круг знакомых входили В. Маяковский, Вс. Иванов, Л. Леонов,С. Есенин, И. Сельвинский. Корреспондент «Известий» в Париже, литературный помощник посла СССР Х. Раковского (1926).
Один из основателей (совместно с И.Л. Сельвинским) главный теоретик и литературный критик группы конструктивистов, в которую входили также Б. Агапов, В. Инбер, И.А. Аксенов, Е. Габрилович, В. Луговской, Э. Багрицкий, Н. Панов (Туманный), А. Квятковский. [4] Явление конструктивизма им понималось шире, чем просто литературное направление. Оно трактовалось как настроение времени, переходного к социализму. «Это стиль эпохи, ее формирующий принцип, который мы найдем во всех странах нашей планеты, где есть человеческая культура, связанная теми или иными путями с культурой мировой».[5] По мысли теоретика развитие техники меняет и подчиняет человеческую природу, позволяя на единицу силы производить все большее действие («грузофикация»). Литературный конструктивизм призван осуществлять «грузофикацию» культуры и прежде всего – поэзию, нагружая каждое поэтическое слово все большим смыслом. Особое значение придавалось «смысловой доминанте» - теме произведения, которому должны быть подчинены все его компоненты. Это понимание принципов художественного творчества было раскрыто в книге «Поэзия как смысл» (1929), где логический смысл произведения трактуется уже как формальный элемент (произведение как конструкция), что сближает этот взгляд с формалистическим подходом к литературе. В серии литературно-критических портретов творчество поэтов В. Инбер, Э. Багрицкого, В. Луговского, И. Сельвинского рассмотрено под углом практического воплощения идей литературного конструктивизма в поэзии. С ужесточением идеологического контроля со стороны партии и роспуске большинства литературных объединений был вынужден выступить с критикой этого направления (статья «Конец конструктивизма», 1930).
Зелинский был одним из участников встречи советских писателей с членами правительства, состоявшейся 26 октября 1932 г. в Москве на квартире Горького с участием Сталина, Молотова, Кагановича, Ворошилова и Постышева. Обсуждались вопросы, связанные с созданием творческого союза советских писателей. Об этом он - единственный из многочисленных присутствовавших - оставил подробные записи (журн. Вопр. Лит, 1991) [6].Один из авторов книги "Канал имени Сталина" (1934).
На весь период «культа личности» в течение двадцати лет (с 1934 по 1955 гг.) устранился от активного участия в литературной деятельности, не выпуская книг и ограничиваясь лишь рецензиями и небольшими статьями в периодике. В 1940 г. написал критическую рецензию на предполагавшуюся к изданию книгу стихов М. Цветаевой, увидев в них «пустоту, бессодержательность». В итоге книга не была напечатана, что фактически закрыло М. Цветаевой возможность печататься после её возвращения в СССР. Содействовал изданию посмертного сборника новелл А.С. Грина, в котором написал предисловие. Выражение «гринландия», впервые там появившееся, используется до сих пор. [7]
Зелинский близко знал А.А. Фадеева и его семью, в конце сороковых - начале пятидесятых годов работал над неизданной впоследствии книгой о нем под названием «Советский писатель». В урезанном виде вышла как «А.А. Фадеев» в 1956 г. Воспоминания о событиях последних лет жизни Фадеева под рабочим названием «В июне 1954 г.» были опубликованы лишь в 1989 г. (журн. «Вопросы литературы», 1989) [8]
По рекомендации А.М. Горького начал заниматься развитием национальных литератур народов, вошедших в состав СССР. В 50-е гг играл ведущую роль в научном изучении украинской, латвийской, литовской и других литератур. В сферу литературных интересов входили также советские и зарубежные писатели М. Горький, А. Толстой, М. Шагинян, П. Васильев, Р. Роллан, Сальваторе Квазимодо, Д. Гулиа, Джамбул и др.
Благодаря его многолетним усилиям и неоднократным обращениям к А.Фадееву, К. Федину, М. Шолохову, Н. Тихонову и другим влиятельным советским писателям , а также в отдел культуры ЦК КПСС был снят двадцатилетний (с 1934 г.) и крайне редко нарушавшийся фактический запрет на публикацию книг Сергея Есенина. В 1953 стихи поэта были изданы в Малой серии библиотеки поэта, с 1955 г. большими тиражами с переизданиями – двухтомник (совместно с П.И. Чагиным). В 1961 г. было издано пятитомное собрание сочинений поэта (тираж 500 000!) со вступительной К.Зелинского. Под его руководством и деятельном участии было начато научное изучение и обобщение творчества классика.
В 1948—1969 (с перерывами) старший научный сотрудник института мировой литературы им.А. М. Горького. Участвовал в травле Б. Пастернака, выступив резко критически на известном заседании в Союзе писателей 31 октября 1958 г.
Зелинскому принадлежат критические обзоры и статьи по общим вопросам советского литературоведения и эстетики («О лирике», 1946; «Камо грядеши», 1960; «Парадокс о критике (К спорам о жанре)» 1961; «Литература и человек будущего», 1962. Многолетний (1957-1970) член редколлегии журнала «Вопросы Литературы». В 1960 году опубликовал книгу «На рубеже двух эпох. Литературные встречи 1917—1920 годов», затем она была продолжена в книге воспоминаний «В изменяющемся мире» 1969 г. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями[9].
Жил в Москве в знаменитом «Доме писательского кооператива» (Камергерский переулок, 2) и на даче в писательском поселке Переделкино (ул. Довженко, 6)
Похоронен на кладбище в Переделкино.
Книги
Статьи, публикации
Зелинский, Корнелий Люцианович.