Иван Грозный | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
100 мин (1-я серия) |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0037824 |
«Ива́н Гро́зный» — советский художественный фильм, последний фильм кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна. Фильм состоит из двух серий (сохранились фрагменты незаконченной третьей серии). Фильм чёрно-белый за исключением одной сцены второй серии («Пляска опричников») и финального эпизода.
Содержание |
Основой сюжета фильма является история укрепления единовластия в Московском государстве при Иване Грозном. Достижение абсолютной власти путем коварства и жестокости обрекло Ивана на одиночество и неразрешимые сомнения — таков трагический финал борьбы за власть.
В первой серии описываются ранний период правления Ивана Грозного, первые восемнадцать лет — до введения опричнины в 1565 году. На это время приходятся военные победы под Казанью.
Во второй серии изображается период 1565—1569 годов. На это время приходится опричнина и наиболее драматический эпизод борьбы Ивана Грозного с боярами, организовавшими, по мнению авторов фильма, заговор с целью убить царя. Во главе заговорщиков встала тётка царя Ефросинья Старицкая, мечтавшая возвести на престол своего сына Владимира.
Идею о необходимости создания фильма об Иване Грозном высказал И. В. Сталин и предложил подобрать для этой работы крупного мастера-режиссёра. Выбор А. А. Жданова и И. Г. Большакова пал на С. М. Эйзенштейна. Сценарий фильма, написанный С. М. Эйзенштейном, утверждал лично И. В. Сталин[1].
Съёмки первой серии шли во время Великой Отечественной войны на студии ЦОКС в Алма-Ате. В работу над фильмом активно вмешивался И. Г. Большаков, который требовал от съёмочной группы закончить картину как можно быстрее. Например, он отдавал распоряжения, чтобы в те дни когда по болезни С. М. Эйзенштейн не мог снимать, картину снимали его ассистенты. В итоге, С. М. Эйзенштейн написал письмо И. В. Сталину, в котором попросил дать им до завершения съёмок ещё 2-3 месяца и «убедить» Большакова, чтобы стал «более гибок»[2].
После запрета второй серии работы над фильмом были прекращены. Третья серия фильма существует только в сценарии, в подготовительных рисунках, в рабочих записях и нескольких запечатлённых на плёнку фрагментах.
Первая серия вышла в прокат 16[3] или 20 января 1945. За неё режиссёр и съёмочная группа получили Сталинскую премию I степени.
Вторая серия была запрещена после того, как Сталин посмотрел её. Как только в зале зажёгся свет, Сталин бросил фразу: «Не фильм, а какой-то кошмар!» и проводил присутствовавшего на просмотре Большакова словами: «У нас во время войны руки не доходили, а теперь мы возьмемся за всех вас как следует»[1]. Серия была подвергнута критике в Постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) «О кинофильме „Большая жизнь“» от 4 сентября 1946 года, где утверждалось[4]:
Режиссер С.Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета. |
Было приказано уничтожить весь отснятый материал третьей серии (около 20 мин), но небольшой кусок остался.
Вторая серия была выпущена на экран 1 сентября 1958. Небольшой фрагмент третьей серии «Рыцарь Штаден на опричном дворе» и другие были представлены зрителю в 1988.
Чарльз Чаплин в автобиографии писал:
Фильм Эйзенштейна «Иван Грозный», который я увидел после второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а, на мой взгляд, это превосходнейший метод ее трактовки. Когда я думаю, до какой степени искажаются события даже самого недавнего прошлого, я начинаю весьма скептически относиться к истории как таковой. Между тем поэтическая интерпретация истории создает общее представление об эпохе. Я бы сказал, что произведения искусства содержат гораздо больше истинных фактов и подробностей, чем исторические трактаты[5].
Фильмы Сергея Эйзенштейна | |
---|---|
Немые | Стачка (1925) • Броненосец «Потёмкин» (1925) • Октябрь (1928) • Старое и новое (1929) |
Звуковые | Сентиментальный романс (1930) • Бежин луг (1935) • Александр Невский (1938) • Иван Грозный (1944—1946) |
Иван Грозный (фильм, 1944).