Иерархические награды Русской Православной Церкви — награды для поощрения архиереев и клириков РПЦ, за достойное прохождение ими церковного служения.
Содержание |
Награды предназначенные только для священнослужителей. Формирование церковных наград проходило в течение XVIII начала XX века.
А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее; во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфьи; и, наконец, третие, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты, с тем, однако ж, что сии отличные почести не инако, как по воле или утверждению нашему даваемы или дозволяемы будут
— Именной указ Павла I Святейшему Синоду от 18 декабря 1797 года
Двойной орарь впервые был пожалован в 1908 году отцу Константину Розову.
Фиолетовая камилавка для диаконов, впервые была пожалована при патриархе Тихоне.
Набедренник для иереев ввёл в качестве награды архиепископ Московский Платон в середине XVIII века.
Скуфья — фиолетовая шапочка, которая надевается как на богослужения так и вне его. В настоящее время не вручается.
Камилавка до Октябрьской революции жаловалась Синодом, а после — епархиальным архиереем.
Наперсный крест — выдавался не всем священникам, а только для настоятелей кафедральных соборов за особые заслуги. Более значимой наградой был наперсный крест с украшениями и непременно увенчанный короной, который выдавался Кабинетом Его Императорского Величества, его, в частности, имел святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Крайне редкой была наград митрой. Её выдавали так же из Кабинета Его Императорского Величества. После революции награждение митрой стало более частым явлением.
Архимандритам, в советское время, начали выдавать второй наперсный крест. В середине XX века появился золотой патриарший наперсный крест. Он в полтора раза меньше обычных и отличался по форме. Лучи его (нижний был длиннее остальных) чуть расширялись к концам; от центра креста и примерно до середины также исходили лучи. Одним их первых, 21 мая 1947 года, этот крест получил протоиерей Александр Павлович Смирнов, настоятель Николо-Кузнецкого храма в Москве.
Бриллиантовый крест для митрополитов, укрепляемый в навершии митры, который подносился митрополитам императором. Проходило несколько лет, после возведения в сан митрополита, прежде чем получали такой крест. Например, митрополит Московский Владимир получил такой крест через 2 года после назначения на кафедру, за организацию визита императора в Москву в 1900 году. После введения патриаршества, этот крест стал принадлежностью митрополитов вообще. С 1988 года его предписали носить всем архиереям.
Бриллиантовый крест на клобук. В настоящее время его носят все архиепископы и митрополиты, но так было не всегда. До революции это была отдельная награда жалуемая императором, и выдаваемая Кабинетом Его Императорского Величества. Например, архиепископ Финляндский Сергий получил эту награду через 8 лет после начала своего служения в сане архиепископа. В целом эту награду приходилось ждать пять—десять лет. В наше время крест жалуется одновременно с саном архиепископа.
Право ношения двух панагий ранее могло быть предоставлено митрополитам. Так второй панагией были награждены митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, Митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим.
Примерно в середине 1980-х годов появилась ещё одна разновидность наград — именная панагия, ею удостаивали митрополитов, имевших право на ношение двух панагий и епархиальных архиереев. Она заменила существовавшую до революции панагию с драгоценными украшениями, которую жаловал император.
Право предношения креста за богослужением была чрезвычайно редкой наградой. До революции этим правом жаловал Император. В 1971 году этого права был удостоен Митрополит Никодим.
Ныне действующая система иерархических наград установлена в 2004 году, реформирована в 2011 году.
Награды вручаются в строгой последовательности.
С 2004 года этим правом обладают: Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всей Японии. Все архиереи получившие эту награду до 2004 года сохранили право носить две панагии только на территории своей епархии.
Примикирий используют Святейший Патриарх за всеми богослужениями, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины, Высокопреосвященнейшие митрополиты Токийский и всей Японии, Минский и Слуцкий, Кишиневский и всея Молдавии — в пределах своих юрисдикций; епархиальные архиереи — в пределах своих епархий.
Правом преднесения креста за богослужениями до 2011 г. обладали только Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины (в пределах Украины). С 2011 г. патриарху было разрешено, в качестве высшей иерархической награды, награждать таким правом митрополитов, имеющих вторую панагию, в пределах их епархий.
Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, по должности носят наперсный крест, который возлагается епархиальным архиереем. В случае оставления ими должности они не имеют права ношения наперсного креста. За многолетнее усердное служение настоятельницы монастырей указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси могут быть удостоены сана игумении. За особые заслуги игумении указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси могут быть удостоены права ношения креста с украшениями.
Настоятельницы женских монастырей в сане игумении за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси могут быть удостоены права использования игуменского посоха. Они не используют игуменский посох в присутствии архиерея. В случае оставления должности настоятельницы монастыря в сане игумении не имеют права употреблять игуменский посох.
Настоятели (наместники) лавр и монастырей в сане архимандрита (игумена) указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, могут быть удостоены права использования игуменского посоха за богослужением.
Настоятель (наместник), удостоенный права использования игуменского посоха за богослужением, имеет право использовать посох и вне богослужения в пределах своей обители.
Награждение архиереев производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Решение о награждении набедренником, камилавкой и наперсным крестом находится в компетенции епархиальных архиереев.
По всем остальным наградам епархиальные архиереи подают ходатайства о награждении достойных клириков и настоятельниц женских монастырей Святейшему Патриарху.
Иерархические награды Русской Православной Церкви.