Именьковская культура — раннесредневековая археологическая культура IV—VII веков, расположенная на территории Среднего Поволжья (Самарская область, Татарстан, Ульяновская область). Племена именьковской культуры занимали территорию от Средней Суры — на западе, до низовьев реки Белой на востоке, от правого берега реки Камы — на севере до Самарской Луки — на юге с IV по VII вв. н. э.[1] Своё название культура получила по первому наиболее полно изученному городищу у с. Именьково Лаишевского района РТ. Предположительно, генетически связана с культурами Поднепровья и Северного Причерноморья (пшеворской, зарубинецкой, черняховской).[2] По пришествии в Среднее Поволжье булгар, во второй половине VII века, памятники именьковцев исчезают. Высказывается предположение, что часть именьковцев растворилась в пришельцах, часть вернулась на запад, войдя в состав волынцевской культуры[3]. По мнению некоторых отечественных исследователей, основным населением культуры были протославяне[4].
История Татарстана | |
|
|
Ранние культуры на территории Татарстана | |
---|---|
Балановская культура (II тыс. до н. э.) |
|
Срубная культура (II тыс. до н. э.) |
|
Абашевская культура (втор. пол. II тыс. до н. э.) |
|
Ананьинская культура (VIII—III века до н. э.) |
|
Пьяноборская культура (II век до н. э. — IV век н. э.) |
|
Именьковская культура (IV—VII века н. э.) |
|
Средневековые государства Волго-Камья | |
Поволжская гунния (VI—VII века) |
|
Западно-тюркский каганат (VII век) |
|
Хазарский каганат (VII—IX века) |
|
Волжская Булгария (VIII век — 1240) |
|
Золотая Орда (1236—1438) |
|
Казанское ханство (1438—1552) |
|
Территория Татарстана в Российском государстве | |
Казанское царство (1552—1708) |
|
Казанская губерния (1708—1920) |
|
Татарская автономия (1920—1990) |
|
Татарстан (с 1990) |
|
Портал «Татарстан» |
Содержание |
Именьковские племена первыми в Среднем Поволжье перешли к пашенному земледелию с применением плугов с железными наконечниками — ральниками. На ряде поселений именьковской культуры найдены остатки зерна. Анализы этих находок показали, что изучаемое население высевало пшеницу, рожь, просо, овёс, ячмень, горох. Уборка урожая велась железными серпами, а также косами-горбушами. Зерно хранилось в ямах-кладовках. Для размола зерна использовались ручные жернова.
При исследовании поселений именьковской культуры выявлены остатки жилищ, сыродутных горнов для получения железа, мастерских для плавки меди и бронзы, изготовления посуды. Именьковская культура оказала значительное прогрессивное воздействие на соседние финно-угорские народы в плане распространения технологий земледелия, скотоводства и ремесла.
В. Ф. Генинг, А. Х. Халиков, П. Н. Старостин связывали эту культуру с тюрками. В последнее время популярной становится точка зрения А. П. Смирнова, развиваемая Г. И. Матвеевой, согласно которой именьковская культура связвается с культурой полей погребальных урн рубежа н. э. В частности, Г. И. Матвеева привела убедительные доказательства сходства материальной культуры именьковской и зарубинецкой культур, расположенной во II веке до н. э. — I веке н. э. в Среднем и, отчасти, Верхнем Поднепровье[5]. Некоторые учёные считают её балтской, другие видят в зарубинцах славян.[6] Этническая атрибуция культур во многом зависит от взгляда на проблему этногенеза славян и роли балтийского компонента в этнических процессах в Восточной Европе той эпохи. В. В. Напольских видит в именьковцах носителей какого-то изолированного балтославянского диалекта, близкого, но не идентичного праславянскому, который архаизировался, оказавшись на крайнем востоке прото-балтского ареала. Об этом говорят балтские заимствования в волжско-финских и пермских языках[7].
Именьковцев собственно славянами считают В. В. Седов[8] и М. И. Жих[9], который связывает с именьковцами народ ас-сакалиба, локализуемый арабской письменной традицией на Средней Волге. В. В. Напольских при этом критикует данных исследователей за произвольное обращение с данными языка и специально отмечает, что не разделяет с ними ответственности за подобные выводы[10]. Е. П. Казаков относит именьковцев к хионитам[11].
Вопрос этнической атрибуции именьковцев на сегодняшний день крайне политизирован и идеологизирован[12].
Современная официальная позиция властей Татарстана заключается в том, что именьковская культура была создана тюркскими племенами, либо этническая принадлежность этой культуры сознательно не рассматривается. Этот взгляд широко пропагандируется в литературе, издаваемой в Татарстане, однако не признаётся археологами за пределами данной республики[13]. Именьковцы официально считаются предками казанских татар наравне с волжскими булгарами.[14]
Кроме того, рядом историков выдвигаются теории, указывающие скифо-сарматское или готское происхождение именьковцев.[15][16]
Славянские археологические культуры | |
---|---|
Общепризнаны |
Киевская • Корчакская • Пражская • Суковско-дзедзицкая (лехитская) • Пеньковская • Ипотешти-кындештская • Колочинская • Волынцевская • Роменско-борщевская • Псковских длинных курганов • Cмоленско-полоцких длинных курганов • Новгородских сопок • Сербо-лужицкая • Лука-Райковецкая • Фельдбергская • Карантанская |
Под вопросом |
Поморская • Чернолесская • Подклёшевых погребений • Пшеворская • Зарубинецкая • Черняховская • Именьковская • Браслетообразных сомкнутых височных колец |
Именьковская культура.