|
Микеланджело |
«Иоанн Креститель», ок. 1495 -1496 гг. |
итал. San Giovannino |
мрамор. |
утеряна |
«Иоанн Креститель» (итал. San Giovannino; также — «Молодой Иоанн Креститель», «Святой Иоанн»[1]) — утраченная мраморная статуя Иоанна Крестителя, созданная Микеланджело около 1495 −1496 гг.
Содержание |
Вазари упоминает, что Микеланджело сделал статуи «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура» на заказ Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи[а], двоюродного брата Лоренцо Великолепного[2]. Заказ говорил о нежелании Лоренцо противостоять Савонароле и его окружению[3].
Статуя считается утраченной после изгнания семьи Медичи из Флоренции. Исследователями не раз высказывались предположения об отождествлении ее с другими работами, одна из которых — «Молодой Иоанн Креститель» (Барджелло, Флоренция). С 17 века эта статуя приписывается Донателло[4], хотя Леопольдо Чиконьяра (итал. Leopoldo Cicognara) предполагал, что работа могла быть создана позднее. Ганс Кауфман (нем. Hans Kauffmann) считал автором этой статуи кого-то из окружения Франческо да Сангалло.
Достоверного и точного описания скульптуры нет. Поза Крестителя могла напоминать юного Крестителя с картины Микеланджело «Манчестерская Мадонна» (ок. 1497). Похожее решение было использовано и в статуе «Мадонна Брюгге»[5].
В биографическом романе К. Шульца «Камень и боль» о статуе написано так:
(...) статую, но только не языческую (...) чего-нибудь подлинно святое (...) в виде обнаженного юноши, привлекательной наружности, полного эллинской юности и блеска, с вакхически-набожным выраженьем лица (...) великолепного обнаженного юношу, прелестного, как Парис (...), святого Иоанчика![6] |
Также статуя упоминается в романе Ирвинга Стоуна «Муки и радости» (1961[7].
Иоанн Креститель (Микеланджело).