Ипатий Потий | ||
|
||
---|---|---|
26 сентября 1599 — 8 июля 1613 | ||
Церковь: | Украинская грекокатолическая церковь | |
Община: | Киевская митрополия | |
Предшественник: | Рогоза, Михаил Васильевич | |
Преемник: | Иосиф Велямин Рутский | |
Рождение: | 12 августа 1541 | |
Смерть: | 8 июля 1613 (71 год) |
Ипатий Потий (Поцей; имя при рождении Адам Львович Тышкович; 12 апреля 1541, Рохачи, Брестский повет, Речь Посполитая — 18 июля 1613, Владимир-Волынский) — государственный и церковный деятель Речи Посполитой, богослов, писатель-полемист, активный сторонник заключения Брестской унии. Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси.
Родился в Рохачах, сын Льва Патеевича Тышковича, придворного королевы Боны, и Анны Лозы. Получил очень хорошее образование, сначала в кальвинистской школе, устроенной кн. Радзивиллом, а затем в Краковской акдемии. Поступив на службу к кн. Радзивиллу, симпатизировавшему протестантским идеям, Адам стал кальвинистом. Крайности, до которых доходили литовские вольнодумцы, особенно антитринитарии, а также борьба между отдельными религиозными учениями (кальвинисты, антитринитарии, субботники и др.), были причиной того, что в 1574 г. Поцей вернулся к православию и оставил службу у кн. Радзивилла. В том же году он занял должность королевского секретаря и женился на дочери православного волынского князя Федора Головни-Острожского. В 1580 г. получил звание земского судьи в Бресте, а в 1589 г. был назначен Сигизмундом III на видную должность каштеляна брестского. Нравственный и умственный уровень православного духовенства в Литве стоял в то время очень низко. Православные массово переходили в протестантизм. Деятельность иезуитов, которые с большим успехом боролись против увлечения реформацией, не могла не обратить на себя всеобщего внимания. Вышедшая около этого времени книга иезуита Петра Скарги "О единстве церкви Божией", написанная очень талантливо, с сочувствием к православным, и доказывавшая, что единственное средство спасти православие от увлечения ересями — соединение с Римской церковью, увлекла очень многих и в том числе Поцея, который стал искренним и горячим сторонником унии с Римом. В 1594 г. он овдовел, принял монашество и занял кафедру епископа Владимирского. Еще за два года до этого он вместе с четырьмя другими западнорусскими епископами подписал тайное постановление относительно унии западно-русской церкви с Римом в смысле одного иерархического соединения церквей. В 1595 г. Ипатий вместе с Кириллом Терлецким, епископом Острожским, отправился в Рим с соборной грамотой западнорусских епископов к папе. Внешний блеск католического культа и то обстоятельство, что православные, преследуемые польским правительством, начали сближаться со своими товарищами по несчастью — протестантами, сделали Ипатия убежденным католиком. Он горячо принялся за распространение унии. В своих проповедях Ипатий обличал православных за их связь с протестантами, убеждал их принять унию. Для достижения своей цели Поцей успешно использовал свои литературные таланты. С этой целью Ипатий издал в 1595 году брошюру «Уния, альбо Выклад преднейших артикулов к зъодноченью Греков с костелом Римским належащих»переиздавались несколько раз) преследовали ту же цель. Особенным богословским содержанием отличается его ответ (Respons) Александрийскому патриарху Мелетию (Пигасу). Все эти сочинения свидетельствуют об учености и образованности Ипатия. Похоронен в крипте Успенского собора во Владимире-Волынском.
Это заготовка статьи о священнослужителе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Ипатий Поцей.