Канони́ческая террито́рия — в Русской православной церкви понятие, закрепляющее определённую территорию за определенной православной общиной, где всякая религиозная деятельность иных общин воспринимается как недружественный прозелитизм. Термин возник недавно[1] (после распада СССР[2]), однако его обоснование православие привязывает к словам апостола Павла (Рим.15:20) и к апостольским канонам, запрещающих епископу епископствовать (рукополагать и принимать отлученного) вне своей епархии.
Содержание |
В XX веке понятие канонической территории было поколеблено миграционными процессами, когда общины формировались не по территориальному, а по этническому принципу. Например в США на одной территории могут действовать несколько параллельных этнических православных церквей.
Изменение государственных границ нередко вызывает внутрицерковные конфликты. Например, что представляет собой каноническая территория на Украине (РПЦ или УПЦ КП)[3]?
Особой остроты понятие канонической территории достигло в спорах православных с католиками[4]. Католики отрицают понятие канонической территории. В частности, архиепископ Тадеуш Кондрусевич говорит:
В католической церкви нет такого понятия — каноническая территория одной или другой церкви, и Христос не разделил мир на сферы влияния. Христос говорил: «Идите и научите все народы». Я могу согласиться с этим термином может быть только в том смысле, если граница канонической территории проходит по сердцу человека[5]
Иногда понятие канонической территории осложняется понятием культурной канонической территории или канонической этнической территории.
Церковное право позволяет действовать миссионерам вне канонической территории, при условии, что там нет территориального подразделения данной церкви. Например, православные миссионеры в Америке, Китае и Японии в XIX веке.
Это заготовка статьи о православии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Каноническая территория.