Кащенко, Всеволод Петрович

Всеволод Петрович Кащенко
Дата рождения:

21 марта 1870

Место рождения:

Ейск

Дата смерти:

30 ноября 1943 (73 года)

Место смерти:

Москва

Страна:

Подданство  Российская империя, СССР

Научная сфера:

педагогика, медицина

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Киевский университет

Известен как:

выдающийся педагог и дефектолог

Могила В.П. Кащенко на Новодевичьем кладбище

Все́волод Петро́вич Ка́щенко (21 марта 187030 ноября 1943) — педагог, врач. Брат Петра Петровича Кащенко.

Содержание

Биография

Родился 21 марта 1870 г. в г. Ейске Кубанской губернии в многодетной семье военного врача. В 1897 году закончил Киевский университет. Работает врачом, участвует в революционном движении. Под руководством А. Н. Бернштейна и Г. И. Россолимо изучает психологию и приобретает практические навыки в области психологии. Организовал в 1908 году в Москве частную школу-санаторий — одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. После 1917 г. руководил учреждениями, созданными на базе этой школы: Дом изучения ребёнка (1918—1921), Медицинско-педагогическая станция (1920—1924), ректор и профессор Педагогического института детской дефективности с 1920 по 1924. Умер в Москве 30 ноября 1943. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Санаторий-школа под руководством В. П. Кащенко

Уникальным заведением, в котором осуществлялась социально-педагогическая адаптация детей к жизни, был санаторий-школа под руководством В. П. Кащенко, который был открыт в 1908 году в Москве. В заведение принимались дети с отклонениями в поведении и интеллектуальном развитии от 4 до 16 лет. Одновременно оно могло обслуживать 22 воспитанника. Вся воспитательная система, разработанная В. П. Кащенко и сотрудниками, была направлена на адаптацию детей к будущей жизни. Важнейшее место в воспитательной системе В. П. Кащенко, как и К. Д. Ушинский, отводил трудовой деятельности: «Ручной труд, практикующийся в специальных заведениях, имеет громадное и притом двойное значение,- с одной стороны, как изучение ремёсел, которые дадут учащимся по окончании школы возможность иметь заработок; с другой стороны — ручной труд непосредственно влияет на развитие интеллекта, он развивает и укрепляет внимание, волю, работоспособность, повышает и разнообразит интересы ребёнка. Ручной труд, стало быть, имея такое важное педагогическое и профессиональное значение, должен занять первенствующее, доминирующее значение среди остальных предметов, он является базисом всех наших учебно-воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребёнка» .[1] В заведении В. П. Кащенко все силы педагогов были направлены на развитие трудоспособности, интереса, активности и самостоятельности детей. Так же как и в педагогической системе К. Д. Ушинского, в воспитательных мероприятиях В. П. Кащенко придаётся исключительное значение развитию активности и творчества детей посредством разумной и полезной деятельности, которая интересна детям. Основным методом, обеспечивающим активность учащихся в процессе усвоения знаний, развитие способностей, коррекцию личности, было применение на всех уроках ручного труда. Дети сами взвешивали, измеряли, зарисовывали, составляли коллекции, делали модели из глины и других материалов. Важнейшим принципом в школе-санатории был индивидуальный подход к воспитанникам. Воспитатели внимательно наблюдали за деятельностью воспитанников, определяли их интересы и наклонности к тому или иному виду труда и помогали им осуществлять интересную для них деятельность. Педагоги активно поддерживали творческий характер трудовой деятельности воспитанников. Воспитатели считали, что творческий характер труда воспитанников является важным условием выбора в будущем жизненного пути. Это видно из следующих слов педагога школы-санатория И. И. Воскобойникова, который описывает глубокий интерес воспитанника к созданию устройства для физических опытов: «Работа … — зачастую неблагодарная и всегда сопряжённая с преодолением препятствий, неизбежных при занятиях во внеурочное время, которого и без того очень мало, — доставляет Никите истинное наслаждение. Элемент творчества, которое он проявляет при этом, несмотря на своё незнакомство с физикой, заставляет думать, что интересы Никиты целиком направлены на сторону технической деятельности».[2]

Значение деятельности В. П. Кащенко

Деятельность школы-санатория по воспитанию детей с отклонениями была высоко оценена современниками. Известный олигофренопедагог А. Н. Граборов, посещавший школу-санаторий, отмечал чёткость и слаженность построенной воспитательной системы и её положительное влияние на воспитанников. Х.С. Замский считает, что это одно из первых заведений, в которых была налажена научно-методическая работа: «Школа-санаторий В. П. Кащенко явилась не только одним из первых специальных учреждений для детей, но и первым научно-методическим учреждением, занявшимся вопросами обучения и воспитания детей с разного рода нарушениями центральной нервной системы».[3] Кащенко написал одну из первых в России работ по обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии — «Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков» в книге систематизированы взгляды автора на исправление недостатков характера у детей, раскрываются лечебно-педагогические методы коррекции. В книге даётся всесторонний подход с точки зрения медицины, педагогики и психологии. Педагогическая коррекция рассматривается как целостный процесс, в котором взаимодействуют учащиеся, педагоги, семья и общество. В книге выстроена система обучения и воспитания детей с нарушениями центральной нервной системы и с поведенческими отклонениями. В. П. Кащенко — выдающийся организатор обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Создавший оригинальную систему обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

Труды

  • Кащенко В. П. Дефективные дети школьного возраста и всеобщее обучение. — М., 1910. — 12 с.
  • Кащенко В. П., Крюков С. Н. Воспитание — обучение трудных детей: Из опыта санатория-школы. — М., 1913. — 54 с. Переиздано в 2005 г.
  • Кащенко В. П. Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах. Охрана душевного здоровья детей: Пособие для родителей и педагогов. — М., 1919. — 122 с. Переиздано в 2005 г.
  • Кащенко В. П., Мурашёв Г. В. Педология в педагогической практике. — М., 1926. — 31с.
  • Кащенко В. П., Мурашёв Г. В. Исключительные дети: Дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. — М., 1929. — 125 с.
  • Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя.— 2-е изд.—М., 1994.—223 с.

Ссылки

  • В.П. Кащенко на сайте Института коррекционной педагогики
  • Достойный пример жизни и творчества
  • Кащенко, Всеволод Петрович @ psibib.ru
  • Волохонская, Л. (2011). Анна Кащенко
  • Владимирова, Е. Секрет ее молодости (Воспоминания Анны Всеволодовны Кащенко)// РУССКИЙ МИР.RU №10, Октябрь 2011
  • Наталья Богатырева. Секрет ее жизни. Воспоминания Анны Всеволодовны Кащенко. — Научно-методическая газета для учителей истории и обществоведения “История” (Издательский дом “Первое сентября”), 2009, № 21 (883)
  • Очерк истории советской дефектологии в цитатах и Очерк истории советской дефектологии в цитатах, КОММЕНТАРИИ @ psyhistorik

Источники

  • Воскобойников И. И. Специальные дарования и творчество дефективных детей//Дефективные дети и школа: Сб.статей .-М., 1912.- С. 235.
  • Замский Х. С. В. П. Кащенко (к 100 — летию со дня рождения) //Дефектология.- 1970.- № 5.- С. 79.

Примечания

  1. Кащенко В.П. Общество, школа и дефективные дети//Дефективные дети и школа: Сб. статей.- М., 1912. С. 9.
  2. Воскобойников И.И. Специальные дарования и творчество дефективных детей//Дефективные дети и школа: Сб.статей .-М., 1912.- С. 235.
  3. Замский Х. С. В. П. Кащенко (к 100 — летию со дня рождения) //Дефектология.- 1970.- № 5.- С. 79.


Кащенко, Всеволод Петрович.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29