Один из основоположников советской музыкальной этнографии. Автор многих теоретических работ, посвященных украинскому музыкальному фольклору. Ему принадлежат также труды по изучению народных музыкальных инструментов, учебные и методические пособия. Награжден 2 орденами, а также медалями. Разработал новую методику полевой работы, теоретической основы этномузыкальной социологии и историко-сравнительного изучения музыки этнически родственных народов (славян, тюрков). Сделал ряд важных открытий в области происхождения и распространения первобытных звукорядов, хроматизмов, ритмических архетипов и народных музыкальных инструментов. Первостепенное значение имеют и его работы по критике источников.
Квитка сделал уникальные записи на фонограф дум кобзаря Игната Гончаренко, голосов Леси Украинки и Ивана Франко. Поэтому не зря его называют основоположником украинской музыкальной этнографии.
Климент Квитка (стоит) со старшей сестрой и ее семьей, конец 1890-х.
Родился в с. Хмелев, ныне Роменского районаСумской области4 февраля1880 года. Отца потерял рано, мать отдала его, 5-летнего, на воспитание в семью киевских мещан Карповых, так как не могла содержать сына. Они дали ему основательное образование. Музыки учился с 7 лет в частных учителей, затем — в училище Киевского отделения Русского музыкального общества.
В 1897 году окончил киевскую гимназию № 5 с золотой медалью.
В 1898 году Леся Украинска читает свой рассказ «Над морем» в литературно-артистическом кружке Киевского университета. Так происходит знакомство уже известной писательницы и студента-первокурсника Климента Квитки, увлекающегося энтографией и народной украинской музыкой.
В 1933 году был арестован в Киеве. Обвинение в сотрудничевстве в буржуазной «старой» властью (Центральной Радой). Пробыл в тюрьме полтора месяца. В камеру подсадили «стукача» и тот писал начальству, что Квитка всегда с энтузиазмом ждал допроса — «чтобы быстрее все рассказать и идти домой, потому что там много работы!» После допроса сказал, — «Слава Богу, меня спросили, чего я не знаю» — и сразу принимался записывать песни от заключенных. Выйдя на свободу, отправился в Москву. Стал профессором консерватории, преподавал музыкальную культуру народов СССР. Музыка имела для него математическое измерение, а математику он считал наднациональной.
В 1934 году в Москве его снова арестовали — уже как «русского национал-фашиста» по сфабрикованному делу Российской национальной партии. Квитка получил три года лагерей в Средней Азии. Наказание отбывал в Карлаге, (Казахстан).
Досрочно выпущен в 1936 году. Был восстановлен на работе. Судимость сняли в 1941 году.
С 1937 года — основатель и руководитель Кабинета по изучению музыкального творчества народов СССР[1].
В 1937 году под его руководством была предпринята первая фольклорная экспедиция в некоторые районы Курской области для сбора сведений о народных инструментах, в частности, о редкостном инструменте «кувички» — русской флейте Пана.
В ноябре 1898-го Леся Украинка читала свой рассказ «Над морем» в литературно-артистическом кружке Киевского университета. На этих чтениях был и студент-первокурсник Климент Квитка. Он еще с 16 лет увлекался собиранием народных песен. Леся тогда предложила ему записать от нее песни, которые знала. Пела до последних дней своей жизни.
В 1907 году вместе с Лесей Украинкой приезжает в Крым — оба были больны туберкулёзом. Именно Леся настояла на срочном переезде — за 6 лет до этого от туберкулёза умер её возлюбленный Сергей Мержинский. Это, фактически, спасает Квитку. Климент Васильевич был в очень плохом состоянии. Мягкий климат и активное лечение помогло — кровохарканье прекратилось.
Вскоре они решили пожениться. Климент Васильевич был моложе Леси на 9 лет. Сообщение об их женитьбе стало большой неожиданностью для близких. Мать Леси была категорически против всяческих отношений дочери «с каким-то нищим», как она презрительно называла Климента Васильевича. Он был человеком мягким по характеру, замкнутым, стеснительным, пережившим в детстве глубокую личную драму — Климент вырос в приёмной семье, куда постоянно приходила его родная мать с угрозами забрать ребёнка. По-видимому, психологическая травма детства всю жизнь не давала покоя Клименту Васильевичу. Он был недоверчив, малоразговорчив и потянулся только к Лесе, больной девушке, от которой, конечно, трудно было ждать обмана или измены.
Впрочем, к Сергею Мержинскому мать Леси Украинки относилась не лучше. Несмотря на негативное отношение к данному союзу, Ольга Петровна была вынуждена согласиться на брак дочери. Они венчались в киевском Вознесенском храме на Демиевке.
Супруги жили в Ялте.
Леся Украинка умерла в 1913 году. Климент Васильевич пережил жену на 40 лет.
После смерти жены Климент Васильевич продолжает музыкальную и этнографическую деятельность. В 1917 году Квитка издал фотоскопическим способом двухтомник «Мелодии с голоса Леси Украинки».
Галина Кащеева
В 65 лет Климент Васильевич женится второй раз, на 25-летней пианистке Галине Кащеевой. Она защитила диссертацию об украинских народных думах и работала на теоретическом отделении Московского музыкального училища им. Гнесиных. Брак был скептически принят в музыкальной среде. Галина Кащеева собиралась написать книгу о муже, но умерла от ангины в 1962 году. Галина Кащеева, как и Леся Украинка, прожила 42 года[2].
Сочинения
Книга Климента Васильевича Квитки
Сборники песен
«Народнi мелодiї з голосу Лeci Українки», ч. 1-2 — Киев, 1917/18;
«Українськi народнi мелодiї» — Kиев, 1922;
Статьи и исследования
«Ритмiчнi паралелi в пicнях слов’янських народiв» — Киев, 1923;
«М. Лисенко як збирач народних пiсень» — Киев, 1923;
«Професiональнi народнi спiвцi i музиканти на Украпнi» — Киев, 1924;
«Вступнi уваги до музичноетнографiчних студiй» — Киев, 1925;
«Первicнi тоноряди» — Киев, 1926;
«Українськi пicнi про дiтозгубницю» — Киев, 1926;
«Ангемiтонiчнi примiтиви i теорiя Сокальського» — Киев, 1928;
«Избранные труды в двух томах», т. 1-2 — Москва, 1971-73.
Литература
Иваненко В. Г. «Народна творчicть та етнографiя», № 1 — 1970(?), с. 70—73.
Бачинский Л. О., Кащеева-Квитка Г. Л. «Народна творчicть та етнографiя», № 4 — декабрь 1958, с. 55—59.
Бачинский Л. О. «Вопросы музыкознания», ежегодник, выпуск 2 — Москва, 1955, с. 317—321.
Руднева А. В. «Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории» — Mосква, 1966, с. 156—66, 206—08.
Примечания
↑В настоящее время — Московский научный центр народной музыки им. Климента Квитки.
«Обидві дружини Климентія Квітки померли у 42 роки» // Журнал «Країна» № 5 за 29.01.2010
Ссылки
Климент Васильевич Квитка
Статья о Клименте Квитке // Журнал «Країна» № 5, 29.01.2010