Эжен Кормон | |
Eugène Cormon | |
Имя при рождении: |
Pierre-Étienne Piestre |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Род деятельности: | |
Эжен Кормон (фр. Eugène Cormon, настоящее имя Pierre-Étienne Piestre) (5 мая 1811, Лион — март 1903, Париж) — французский драматург, автор большого количества пьес и водевилей, шедших на сценах французских театров; многие его пьесы были переведены на русский язык или переделаны на русский лад и неоднократно ставились в России.
Содержание |
С самого начала своей творческой деятельности и до конца друматург использовал псевдоним Кормон – такую фамилию имела его мать до вступления в брак.[1]
Перу Э.Кормона принадлежат приблизительно две сотни драматических произведений, большую часть из которых он написал в соавторстве. С 1859 по 1871 гг. он занимал должность директора в Театра водевилей (Gaumont Opéra).
За свою деятельность 15 августа 1860 года он получил Орден Почётного легиона.
В 1867 году драма Кормона «Филипп Второй, король Испании» (Philippe II, Roi d’Espagne) (написанная им в 1846 году) послужила основой для одного из акта - сцены в Фонтебло - в опере «Дон Карлос».[2]
Эжен Кормон является автором совместно с Мишелем Карре либретто оперы Ж.Бизе «Искатели жемчуга» (1863 г.), причем либретто было написано быстро и не слишком тщательно: в Париже уже было объявлено о премьере, а оба автора все ещё не знали, чем закончить сюжет[3]. Позже они признавались, что не слишком серьёзно отнеслись к этой работе, о чем очень сожалели: когда оба либретиста приступали к работе, они ещё не знали произведений талантливого композитора и посчитали Жоржа Бизе одним из обычных деятелей на данном поприще, не более того, а потому не слишком старались в сочинении сюжета и «сварганили» его по-быстрому, используя лишь собственные наработаннаые профессиональные навыки.[4].
Одно из самых значительных произведениий Э.Кормона – пятиактная драма «Две сироты» (фр.: Les Deux Orphelines), созданная совместно с другим французским драматургом Théâtre de la Porte Saint-Martin и вошедшая в классику французской литературы. В 1927 году спектакль по этой пьесе был поставлен в МосквеMaurice Tourneur), 1942 (режиссер Carmine Gallone), 1965 (режиссер Р. Фреда).
Однако общее творчество Эжена Кормона не было столь выдающимся, чтобы стать классическим. Тем не менее его произведения занимали большое место в театральной культуре Франции и до сих пор интересны тем, что представляют собой вкусы и требования зрителей его времени. А какие-то из опер по его либретто навсегда вошли в выдающиеся мировые шедевры. Многие из его легких, хотя и не всегда высокого уровня водевилей были переведены на русский язык и ставились на сценах Петербургской и Московской трупп императорских театров России, в них блистали выдающиеся русские артисты.
Среди его пьес были переведены на русский язык или адаптированы для русской сцены и поставлены в России:
Петербургская драматическая императорская труппа:
Московская драматическая императорская труппа:
Московский Художественный театр:
Кормон, Эжен.