Кострома (госпитальное судно)

Порт Владивосток 1912 год, на переднем плане пароход Доброфлота «Кострома»

«Кострома» — пароход Добровольного флота, госпитальное судно, сопровождавшее отряд Небогатова в составе 2-й Тихоокеанской эскадры и участвовавшее в Цусимском сражении.

Содержание

Покупка

Весной 1888 года Добровольный флот принял решение о срочной покупке нового грузопассажирского судна для замены парохода «Кострома», погибшего на камнях у мыса Крильон 18 мая 1887 года. Строить судно на заказ не было времени, поэтому в Великобританию были направлены инспектор Добровольного флота М. Бахтин и инженер-механик Н. Вавилов с заданием приобрести уже построенное судно. В Ньюкасле на верфи фирмы «Hawthorn R & W. Leslie & Со» они купили новый пароход, только что получивший название «Port Caroline», на который в тот момент устанавливалась специально для него построенная машина фирмы «Wigham Richardson & Co».

Технические характеристики

  • Длина: 114,3 м
  • Ширина: 12,8 м
  • Скорость: 13 уз
  • Тип машины: паровая тройного расширения
  • Мощность: 2600 л. с.
  • Кол-во пассажиров:
    • В каютах: 23 х 2-го класса, 22 х 3-го класса
    • На палубе: 596-1327
  • Грузоподъемность: 3574 т

История службы

18 февраля 1888 после подписания контракта на покупку пароход получил название «Кострома». Весной 1888 года прибыл в Одессу и был сразу введен в эксплуатацию на линии до Владивостока.

В 1897 году был использован для перевозки войск из Владивостока в Порт-Артур и доставки этих войск обратно в Россию.

В июне 1900 года использовался для перевозки войск, участвовавших в подавлении Боксёрского восстания.

С началом русско-японской войны в 1904 году в Одессе был переоборудован под госпиталь на 200 коек и включен в состав отряда контр-адмирала Н. И. Небогатова, с которым соединился 8 марта 1905 года в районе Суды.

14 мая 1905 года был захвачен японским вспомогательным крейсером «Садо-Мару» и отконвоирован в Сасебо. 14 июля того же года, в соответствии с Гаагской конвецией, был освобожден и вернулся во Владивосток. 10 сентября 1905 года вернулся в Одессу и в конце декабря был возвращен в состав Добровольного флота.

25 августа (7 сентября) 1913 года во время очередного рейса был выброшен штормом на Карагинскую косу п-ва Камчатка, названную в дальнейшем Костромской. Снять судно с отмели не успели, так как оно было разграблено Японскими рыболовными бригадами. Остатки остова судна были переданы на строительство школы в с. Карага.

В 1998 году при сильном отливе недалеко от берега ещё можно было увидеть остатки механизмов судна.

Командный состав судна в 1905 году

Известные люди, служившие на корабле

Примечания

Литература

  • Зуев Г. И. Госпитальные суда Российского флота в русско-японской войне 1904-1905 гг // Судостроение. - 1996. - N2-3. - С. 60-62.

Ссылки

  • Добровольный флот России
  • Валерий Братушенко. Фрагменты истории «Добровольного флота»
  • Реестр флота
  • Фото
  • Статья - попытка свести воедино данные о Костроме

Кострома (госпитальное судно).

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29