Коттедж (дворец в Петергофе)

Дворец

Коттедж
Страна Россия
Город Петродворцовый район Санкт-Петербурга
Автор проекта А.А. Менелас
Сайт Официальный сайт

59°52′42″ с. ш. 29°56′43″ в. д. / 59.878333° с. ш. 29.945278° в. д. (G) (O) (Я)

Дворец Котте́дж (коттедж по-английски — «сельский домик», «мыза», «дача») — центральное архитектурное сооружение дворцово-паркового ансамбля Александрия, построенное с использованием элементов неоготики в 1826—1829 годах для семейства императора Николая Павловича по проекту архитектора А. А. Менеласа. Дворец расположен в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга.

Содержание

История

Строительство Коттеджа началось по приказу императора Николая I в 1826 году на месте развалин усадьбы А. Д. Меншикова («Монкураж»). Возведение дворца и планировку парка поручили архитектору Адаму Адамовичу Менеласу, который завершил строительство в 1829 году. Коттедж был летней резиденцией Николая I и его жены Александры Фёдоровны.

Архитектура дворца выдержана в так называемом «готическом» стиле. Его прообразом были английские загородные дома, получившие распространение в Европе в 1-й половине XIX века. Коттедж представляет собой компактное двухэтажное здание с мансардой и четкой планировкой. Все фасады имеют трехчастное деление и украшены конструктивными и декоративными элементами из литого чугуна (аркады с цветами, стрельчатые ограждения балконов и террас, гербы и др.), отлитыми на Санкт-Петербургском Александровском литейном заводе по моделям лепщиков М. Соколова и С. Закулапина.

Э. П. Гау. Гостиная Коттеджа. Бумага, акварель. 1861.
Э. П. Гау. Кабинет Николая I. Бумага, акварель. 1861.

Декоративной росписью интерьеров занимались Д.-Б. Скотти и художник В. Додонов. Лепной декор потолков в виде готических решёток, арок, кронштейнов выполнен по моделям лепщиков М. Соколова и С. Закулапина. Важным элементом архитектурно-художественного декора интерьеров является деревянная резьба, выполненная В. Захаровым. Элементы мраморной отделки были изготовлены в мастерской скульптора П. Трискорни. Паркеты были исполнены А. Тарасовым и М. Знаменским. Мебельные гарнитуры были изготовлены по рисункам А. А. Менеласа в мастерской придворного мебельщика Г. Гамбса. Готический орнамент повторяется в коврах ручной работы, декоре печей, мраморных каминов, мебели. Часы, канделябры, люстры выполнены также в готическом стиле. Специально для Коттеджа на Императорском фарфоровом и стеклянном заводах были изготовлены сервизы[1].

В 1842-1843 гг. по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера к восточному фасаду Коттеджа пристраивается Столовая с Мраморной террасой, соединенная со старой частью стрельчатой аркадой. Внутренняя отделка новой столовой также выполнена в неоготическом стиле, стены украшают картины Т. А. Неффа, П. Н. Орлова, И. К. Айвазовского, С. М. Воробьева, Т. Гюдена. В 1844 году в нише стены северного фасада здания была помещена скульптура И. П. Витали «Мадонна с младенцем».

Центом планировки дворца является чугунная лестница. На первом этаже дворца находились комнаты Александры Федоровны: Прихожая, Камер-юнгферская, Туалетная, Опочивальня, Кабинет, Гостиная, Библиотека, Приемная, Малая приемная, столовый зал с буфетом. На втором этаже: кабинет Николая I, комнаты детей, ванная и два крытых балкона. В мансардном этаже: Морской кабинет с балконом, гардеробные и комнаты персонала. Наиболее интересные и богато оформленные комнаты находятся на первом этаже. Интерьер комнат второго этажа, за исключением кабинета Николая I, более сдержан, а сами они невелики.

Балкон Коттеджа

После Октябрьской революции дворец Коттедж был превращен в историко-художественный музей. Материалы экспозиции, созданной на научной основе, позволили проводить большое количество экскурсий, знакомивших посетителей с русским и западноевропейским искусством второй четверти XIX века.

Во время Великой Отечественной войны большинство экспонатов дворца было эвакуировано (из 2500 предметов, находившихся в экспозиции, спасено 1980). Здесь размещался медицинский пункт гитлеровской армии. Погибла значительная часть мебели, пострадали лепной декор, многие резные дубовые панно, живопись стен. Само здание получило некоторые повреждения.

Реставрация дворца проводилась научно-производственным объединением «Реставратор» под руководством архитектора Ирины Николаевны Бенуа и была завершена в 1978 году. В 1979 году дворец был вновь открыт для посетителей.

Литература

  • Александрия в Петергофе./ Сост. А.Шеманский.- Л., 1941.
  • Александрия: Коттедж. Готическая капелла./Авторы текста Бойцова Е.В., Тенихина В.М., Юмангулов В.Я.- СПб., 2000.
  • Гущин В.А. Император Николай I в Петергофе. — 1999.
  • Коттедж. Фотоальбом / Сост. Тенихина В.М. - Л., 1990.
  • Раскин А.Г. Петродворец: Дворцы-музеи, парки, фонтаны. - Лениздат, 1984.
  • Шурыгин Я.И., Сладкевич В.И., Григорьева Е.В. Петродворец: Дворцы-музеи и парки.- Л., 1950.

Ссылки

  • У дворца-музея «Коттедж» – юбилей
  • http://photoarchive.spb.ru:9090/www/showChildObjects.do?object=2001880062
  • Царь-дача
  • Панорама дворца на сервисе Яндекс.Панорамы

Примечания

  1. Стакан три кубка из «Собственного сервиза» Николая I

Коттедж (дворец в Петергофе).

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29