Кумух

Село
Кумух
лакск. Гъумук
Страна
Россия
Субъект федерации
Дагестан
Муниципальный район
Сельское поселение
Координаты
42°10′14″ с. ш. 47°07′03″ в. д. / 42.170556° с. ш. 47.1175° в. д. (G) (O) (Я)42°10′14″ с. ш. 47°07′03″ в. д. / 42.170556° с. ш. 47.1175° в. д. (G) (O) (Я)
Первое упоминание
Прежние названия
Кази-Кумух
Население
1930 человек (2010)
Национальный состав
Конфессиональный состав
Часовой пояс
Телефонный код
+7 87267
Почтовый индекс
368360
Автомобильный код
05
Код ОКАТО
82 232 840 001
Официальный сайт
http://www.gazikumuh.ru

Кумух — село, административный центр Лакского района Дагестана.

Содержание

Географическое положение

Расположено в Центральном Нагорном Дагестане, на реке Казикумухское Койсу, в 96 км к юго-западу от города Махачкала.

Население

По переписи 2010 года в селе проживало 1930 человек[1]. Этнический состав (2002 г.):

История

Древним государственным образованием на территории Лакии являлось княжество Гумук[3]. Первые достоверные сведения о Кумухе относятся к VI веку нашей эры. Кумух был историческим центром лакского народа и существовал ещё до принятия лакцами ислама. В средние века был крупным торговым центром Нагорного Дагестана.

Правитель шамхал

После 740 года Кумух был в составе арабского халифата. Правитель Кумуха имел титул «шамхал»[4]. В 777 году было завершено строительство первой соборной мечети в Кумухе, где возникла исламская партия[5].

Ал-Лак и Гумук

В X веке Кумух назван у Ибн Русте согласно авторам перевода с арабского как «Алал и Гумик», который идентифицирован как «Ал-Лак и Гумук»[6][7][8][9]. В конце XI века влияние ислама в Кумухе усилилось и Кумух стал газийским центром мусульман. К названию города прибавилась новая приставка «гази», которая дала Кумуху значение воинственности.

Кази-Кумух в прошлом был столицей Казикумухского шамхальства, а затем Казикумухского ханства. От лакского Гъумук, арабского Гумук или Гумик, произошло его тюркское название Кумук и позднее русское Кумух.

Ремесленники

В XIX веке основным рынком сбыта продуктов населения Казикумухского ханства был базар в Кази-Кумухе, где можно было увидеть не только лакцев со своими товарами, но и аварцев, даргинцев и лезгин. Казикумухцы снабжали почти весь Дагестан медными водоносными кувшинами и другими изделиями. Кази-Кумух был одним из центров производства оружия[3].

О. В. Маркграф, один из ответственных деятелей комитета по кустарным промыслам Кавказа, писал в своей книге «Очерк о кустарных промыслах Северного Кавказа в 1882 г.» — «В далеком прошлом аул Кумух заслуженно прославился как своего рода столица и производственный центр округа, известный самыми изящными образцами оружейного искусства».

Лакские кустари занимались в основном оружейным промыслом. После окончания Кавказской войны началось развитие других видов кустарных промыслов — обработка золота и серебра, производство обуви и одежды, лудильное и медное дело. Особо славились изделия из серебра и золота, отделанные эмалью и слоновой костью кумухских мастеров. В одном Кумухе было 150 ювелиров.

Мастера отходники

Форт Кази-Кумух

В конце XIX века наблюдалось массовое движение сельских кустарей из Лакии на «отходничество» в города Северного Кавказа, Азербайджана и вглубь России. Всемирную славу завоевали лакские ювелиры братья Гаджи и Ханаки, которые прославились по выделке шашек и щитов с гурдой. На парижской выставке в 1889 году экспонировался медный рукомойник с фонарем работы лакского мастера Али-Буты Шабана. Известны имена других мастеров Кумуха — Мунчаев, Абдурахман Шахшаев, Гаджи Магомед.

Из лакских оружейников известными стали тухумы Абдулла Акиевых, Гузуновых и Малла-Омаровых. В 1868 году А. В. Комаров писал, что из Казикумухского округа «почти все взрослые мужчины отправляются искать себе работу в разные места, казикумухца зимой можно встретить везде — от Оренбурга до Тавриза».

В Кутаисской губернии число зарегистрированных лакских ювелиров было свыше 50 человек, Тифлисской — 120 человек. В самом Тифлисе — более 90 человек[5]. Во Владикавказ оружейные мастера приезжали в основном из Дагестана, преимущественно из Казикумухского округа и Кубачи.

Осман Омаров — мастер холодного оружия, родом из лакского селения Кази-Кумух, имел мастерскую во Владикавказе в которой работали 15-20 рабочих. Клинки мастерской Османа высоко ценились и пользовались наибольшей популярностью. Частыми заказчиками были казаки.

Гузун Гузунов (1844—1913) — уроженец лакского селения Кази-Кумух, мастер холодного оружия и серебряных дел, руководил мастерской вместе с братом Дурпалом. В 1889 году в мастерской Гузунова работало 20-30 человек, односельчане из Кумуха и также кубачинцы. Мастерская Гузунова изготавливала шашки, сабли, кинжалы, пистолеты, кобуры, а также мужские и женские пояса[10][11].

Посетивший в 1882 году Кази-Кумух российский ученый Д. Н. Анучин, заслуживший всемирный авторитет исследованиями в области археологии и этнографии, писал: «Кази-Кумух аул вообще мало посещаемый, между тем один из известнейших в Дагестане. Жители занимаются отчасти земледелием, но более промышленностью, изготовлением и отделкой оружия, медной посуды, а также торговлей». В Кази-Кумухе родился, учился и позже преподавал в медресе лакский просветитель Али Каяев.

Экономика

Сельхозпредприятия, строительные организации, школа, и больница[12].

В селе родились

См. также

Примечания

  1. 11. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. Итоги Всероссийской переписи населения 2010. Том 1. Численность и размещение населения. Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 16 апреля 2012.
  2. Лакский район (2002 г.)
  3. ↑ Исмей-Гаджи Гусейнов. Лаки в истории Дагестана (VI—XX века). Кавказский Узел / Энциклопедия
  4. А. Р. Шихсаидов. Ислам в средневековом Дагестане (VII—XV вв.). Махачкала, 1969 г., с. 97—98.
  5. 1 2 Рамазан Маршаев, Бута Бутаев. История лакцев. 1991.
  6. Авторы перевода с арабского дают форму «Алал и Гумик», которая также может читатся и как «Ал-Лал и Гумик», так как знак удвоения буквы «ташдид» в арабской литературе не ставится, что имеет отношение к арабскому артиклю «ал» в данном случае. Арабская буква «л» в конце слова вполне идентична букве «к» в конце слова, за исключением маленького знака над буквой «к», который очевидно был упущен. Некоторые арабские буквы отличаются только точкой сверху. «Гумик» это известный «Гъумук». Таким образом образуется форма «Ал-Лак и Гумук», соответствуя лакскому «Лаксса Гъумук».
  7. О наименовании Кумуха как «Лак» ранее, подтверждается востоковедом Гасан-Эфенди Алкадари (1887), который пишет: «Казикумухский округ, куда входит прежде всего город Кумух, старая резиденция поставленных в начале ислама правителей, называемых шамхалами ... В некоторых арабских источниках этот город называется Лак ... В некоторых тюркских источниках он называется Кумук». Гасан-Эфенди Алкадари. Асари-Дагестан — Махачкала: Даггиз 1929.
  8. Ибн Русте сообщает: «крепость называемая Алал и Гумик [Ал-Лак и Гумук], имеет четыре фарсаха в длину и столько же в ширину, окружает её стена из камня и она неприступна». Из книги драгоценных камней. (Пер. Караулова Н. А.) — Тифлис. 1903; Баладзори. Книга завоеваний стран. — Баку. 1927. С. 7; Б. Г. Алиев. Очерки истории Дагестана. Махачкала, 1957, т.1, с. 45, 76.
  9. Кумух именуется в лакских статьях и литературе всегда как «Гъумук» и назван таковым лакскими историками Маршаевым и Бутаевым. Грамматические формы как «Гъумучи» или «Гъумучиял» означают принадлежность к Кумуху. В разговорной речи Гъумучи может использоваться вместо Гъумук.
  10. Э. Г. Аствацатурян. С-Пб 2004, стр. 126, 127
  11. О. В. Маркграф, стр. 206, 207.
  12. Предприятия села на сервере ГДЕ.24

Ссылки

  • Путешестви Натальи Абдуллаевой в Кази-Кумух.


Кумух.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29