Село
|
Кумух — село, административный центр Лакского района Дагестана.
Содержание |
Расположено в Центральном Нагорном Дагестане, на реке Казикумухское Койсу, в 96 км к юго-западу от города Махачкала.
По переписи 2010 года в селе проживало 1930 человек[1]. Этнический состав (2002 г.):
Древним государственным образованием на территории Лакии являлось княжество Гумук[3]. Первые достоверные сведения о Кумухе относятся к VI веку нашей эры. Кумух был историческим центром лакского народа и существовал ещё до принятия лакцами ислама. В средние века был крупным торговым центром Нагорного Дагестана.
После 740 года Кумух был в составе арабского халифата. Правитель Кумуха имел титул «шамхал»[4]. В 777 году было завершено строительство первой соборной мечети в Кумухе, где возникла исламская партия[5].
В X веке Кумух назван у Ибн Русте согласно авторам перевода с арабского как «Алал и Гумик», который идентифицирован как «Ал-Лак и Гумук»[6][7][8][9]. В конце XI века влияние ислама в Кумухе усилилось и Кумух стал газийским центром мусульман. К названию города прибавилась новая приставка «гази», которая дала Кумуху значение воинственности.
Кази-Кумух в прошлом был столицей Казикумухского шамхальства, а затем Казикумухского ханства. От лакского Гъумук, арабского Гумук или Гумик, произошло его тюркское название Кумук и позднее русское Кумух.
В XIX веке основным рынком сбыта продуктов населения Казикумухского ханства был базар в Кази-Кумухе, где можно было увидеть не только лакцев со своими товарами, но и аварцев, даргинцев и лезгин. Казикумухцы снабжали почти весь Дагестан медными водоносными кувшинами и другими изделиями. Кази-Кумух был одним из центров производства оружия[3].
О. В. Маркграф, один из ответственных деятелей комитета по кустарным промыслам Кавказа, писал в своей книге «Очерк о кустарных промыслах Северного Кавказа в 1882 г.» — «В далеком прошлом аул Кумух заслуженно прославился как своего рода столица и производственный центр округа, известный самыми изящными образцами оружейного искусства».
Лакские кустари занимались в основном оружейным промыслом. После окончания Кавказской войны началось развитие других видов кустарных промыслов — обработка золота и серебра, производство обуви и одежды, лудильное и медное дело. Особо славились изделия из серебра и золота, отделанные эмалью и слоновой костью кумухских мастеров. В одном Кумухе было 150 ювелиров.
В конце XIX века наблюдалось массовое движение сельских кустарей из Лакии на «отходничество» в города Северного Кавказа, Азербайджана и вглубь России. Всемирную славу завоевали лакские ювелиры братья Гаджи и Ханаки, которые прославились по выделке шашек и щитов с гурдой. На парижской выставке в 1889 году экспонировался медный рукомойник с фонарем работы лакского мастера Али-Буты Шабана. Известны имена других мастеров Кумуха — Мунчаев, Абдурахман Шахшаев, Гаджи Магомед.
Из лакских оружейников известными стали тухумы Абдулла Акиевых, Гузуновых и Малла-Омаровых. В 1868 году А. В. Комаров писал, что из Казикумухского округа «почти все взрослые мужчины отправляются искать себе работу в разные места, казикумухца зимой можно встретить везде — от Оренбурга до Тавриза».
В Кутаисской губернии число зарегистрированных лакских ювелиров было свыше 50 человек, Тифлисской — 120 человек. В самом Тифлисе — более 90 человек[5]. Во Владикавказ оружейные мастера приезжали в основном из Дагестана, преимущественно из Казикумухского округа и Кубачи.
Осман Омаров — мастер холодного оружия, родом из лакского селения Кази-Кумух, имел мастерскую во Владикавказе в которой работали 15-20 рабочих. Клинки мастерской Османа высоко ценились и пользовались наибольшей популярностью. Частыми заказчиками были казаки.
Гузун Гузунов (1844—1913) — уроженец лакского селения Кази-Кумух, мастер холодного оружия и серебряных дел, руководил мастерской вместе с братом Дурпалом. В 1889 году в мастерской Гузунова работало 20-30 человек, односельчане из Кумуха и также кубачинцы. Мастерская Гузунова изготавливала шашки, сабли, кинжалы, пистолеты, кобуры, а также мужские и женские пояса[10][11].
Посетивший в 1882 году Кази-Кумух российский ученый Д. Н. Анучин, заслуживший всемирный авторитет исследованиями в области археологии и этнографии, писал: «Кази-Кумух аул вообще мало посещаемый, между тем один из известнейших в Дагестане. Жители занимаются отчасти земледелием, но более промышленностью, изготовлением и отделкой оружия, медной посуды, а также торговлей». В Кази-Кумухе родился, учился и позже преподавал в медресе лакский просветитель Али Каяев.
Сельхозпредприятия, строительные организации, школа, и больница[12].
Это заготовка статьи по географии Дагестана. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Кумух.