К. А. Шильдер

Шильдер Карл Андреевич

Генерал К. А. Шильдер
Дата рождения

7 января 1786(1786-01-07)

Место рождения

деревня Симаново
Невельский уезд, Витебская губерния. (ныне Невельский район Псковской области)

Дата смерти

23 июня 1854(1854-06-23) (68 лет)

Место смерти

город Калараш, Румыния
(ныне Молдавия)

Принадлежность

 Российская империя

Звание

Генерал

Награды и премии

Иностранные:

Карл Андре́евич Ши́льдер (17851854) — выдающийся военный инженер, инженер-генерал (1852).

Содержание

Биография

Родился 27 декабря 1785 года (7 января 1786 года по новому стилю) в деревне Симаново ныне Невельского района Псковской области.

Среднее образование получил в Московском благородном университетском пансионе. В 1803 году был зачислен в школу колонновожатых при Депо свиты царя.

В 1805 году был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа Оппермана, в 1811 году командирован им на работы по расширению крепости в Бобруйске. Затем участвовал в обороне последней во время блокады её польскими войсками в 1812 году.

В 1813 году был переведён в 1-й сапёрный батальон, где и служил до 1818 года, когда, по семейным обстоятельствам, вышел в отставку подполковником; но в 1820 году, по приглашению великого князя Николая Павловича, вновь поступил на службу командиром 2-го пионерного батальона, а в 1826 году Шильдер назначен командующим лейб-гвардии сапёрным батальоном, с которым выступил в турецкий поход в 1828 году.

С прибытием гвардейских сапёров под Варну, Шильдер заболел. Начатая без него постепенная атака крепости шла неудачно. Немедленно по выздоровлении, Шильдер составил свой план атаки и блестяще привёл его в исполнение. С началом компании 1829 года Шильдер под Силистрией с таким успехом руководил постепенной атакой, что она завершилась сдачей крепости.

Польская война в 1831 году застала его исправляющим должность начальника инженеров гвардейского корпуса. В сражении при Остроленке был ранен пулей в ногу, но при штурме Варшавы уже находился на костылях среди самой жестокой свалки в укреплении Воля.

«...не взирая на рану, полученную при Остроленке, от которой еще не излечился, и, двигаясь на костылях, находился везде впереди с гвардейскими саперами, которые, как в укреплении Воля, так и на главном городском валу, в самом жестоком огне производили работы, чтобы врезаться амбразурами...»

— Генерал-фельдмаршал граф Паскевич

С 1831 по 1854 годы Шильдер, назначенный 31 октября 1831 года генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском, выделялся своей деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приёмов инженерной атаки и обороны. Наиболее замечательны его предложения: трубчатые мины; применение идей Шиллинга к взрывам посредством гальванизма; подводные лодки с шестовыми минами и ракетами; гальванические и гальваноударные подводные мины, разработанные им совместно с академиком Якоби.

Многие изобретения Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки Шильдера, испытанной в 1834 г.[1], сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Шильдера в семидесятых годах XIX века мог только узнать о ней кое-что со слов П. И. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи. Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта осталось не выполненным, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения. Испытания этой первой в мире цельнометаллической подлодки, включая первый подводный запуск ракет, были осуществлены 29 августа 1834 г. на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга. В присутствии Николая I c подводной лодки под командованием самого Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусных шаланд на якорях.

Замечательна также деятельность Шильдера как инициатора и организатора крепостных манёвров, опытов и других способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, благодаря которым наши инженеры, с Тотлебеном во главе, прошедшие в большинстве школу Шильдера, заняли потом такое почётное место в истории обороны Севастополя.

Командировка 1854 году в дунайскую армию дала Шильдеру новый случай к ряду отличий: при уничтожении турецкой флотилии у Рущука огнем наших батарей, им построенных и остроумно маскированных анвелопами и флеровыми масками; при переправе наших войск у Браилова; при осаде Силистрии. Начатая князем Горчаковым, против желания главнокомандующего, дунайская кампания 18531854 годов ведена была бессвязно и вяло, вопреки инструкциям Николая I, что и отразилось рядом неудач.

Не знавший личных соображений, проникнутый лишь желанием успеха для дела, Шильдер вёл беспощадную борьбу не только с неприятелем, но и с бесчисленными причинами, препятствовавшими благоприятному ходу наших движений на Дунае, особенно при осаде Силистрии. Всегда впереди со своими сапёрами, обходя осадные работы, Шильдер был тяжело ранен осколком гранаты в ногу, и умер 11 июня (23 июня по новому стилю) 1854 года в госпитале в городе Калараш в Румынии (ныне Молдова).

Император Николай I в письме к князю Горчакову почтил память своего любимца словами:

«Потеря Шильдера меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости».

Человек инициативы, с редким мужеством военным и гражданским, неистощимый в средствах для преодоления неожиданно возникающих преград, чуждый мелочности, Шильдер был вполне «рыцарь без страха и упрека» и заслужил название «Баярд русского инженерного корпуса».

Прохождение службы

Награды

Российской империи:

Иностранные:

Разработки

  • К. А. Шильдер разработал новую более эффективную систему контрминной борьбы (вместо вертикальных колодцев горизонтальные и наклонные трубы), противопехотные мины, камнемётные и картечные фугасы и др.
  • Изобрёл оригинальные конструкции висячего канатного моста (1828) и переправочных средств («бурдючный мост», из быстро собираемых прорезиненных холщовых складных понтонов, 1836).
  • Совместно с П. Л. Шиллингом разработал электрический способ воспламенения пороховых зарядов (18321836), а вместе с Б. С. Якоби сконструировал гальванические и гальвано-ударные морские мины (18381848).
  • По проектам Шильдера были построены первые в мире цельнометаллическая подводная лодка[1] (1834), с которой под его командованием был выполнен первый в мире запуск ракет из подводного положения, и вооружённый артиллерией и ракетами пароход «Отважность» (1846), явившийся прообразом эсминца.

Литература

Ср. Мазюкевич, «Жизнь и служба генерал-адъютанта К. А. Ш.» (СПб., 1876); «Русская Старина» (1875 и 1876).

  • Карл Андреевич Шильдер. 1785-1854 // Русская старина, 1875. – Т. 14. - № 11. – С. 517-540; № 12. – С. 715-736.

Ссылки

  • Шильдер Карл Андреевич
  • Биография на сайте «Яндекс. Словари»
  • Конструкторы | А. Железняков. Энциклопедия «Космонавтика» | Шильдер Карл Андреевич
  • Карл Шильдер в базе данных "История белорусской науки в лицах" Центральной научной библиотеки им. Я.Коласа НАН Беларуси
  • Список генералам по старшинству, исправлено по 17-е марта 1844 года. С-Петербург, Военная типография, 1844.
  • Список генералам по старшинству, исправлен по 21-е декабря 1852 года. С-Петербург, Военная типография, 1852.

Примечания

  1. ↑ Первая ракетная подводная лодка», Техника и вооружение, апрель 2004 г.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

К. А. Шильдер.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29