Магистраль (фильм, 1983)

Магистраль
Жанр

Драма
Фильм-катастрофа

Режиссёр

Виктор Трегубович

В главных
ролях

Владимир Гостюхин
Лавров Кирилл Юрьевич
Павел Семенихин
Иван Агафонов
Марина Трегубович

Кинокомпания

Ленфильм

Длительность

93 мин.

Страна

 СССР

Год

1983

IMDb

ID 0175879

«Магистраль» — художественный фильм режиссёра Виктора Трегубовича по мотивам повести В. Барабашова «Жаркие перегоны», снятый в 1983 году.

Содержание

Сюжет

Действие фильма происходит на железной дороге в течение одних суток (название дороги вымышленное, но съёмки производились на Красноярской дороге).

С самого начала фильма зрителя погружают в мир железной дороги (а именно телефонный разговор начальника дороги и зам министра МПС). коротко и ясно нам излагают, выражаясь в терминах фильма, «поездную обстановку».

В фильме присутствует несколько сюжетных линий (в порядке появления): начдороги Уржумов и министерство, проводница Люда и помощник машиниста Санька, пассажиры первого вагона и Люда, замначдора Желнин и нефтеперерабатывающий завод, машинист Агеич и МПС и другие.

Пропускная способность дороги ниже необходимой. Заводы постоянно не укладываются в сроки загрузки вагонов, тем самым сбивая графики перевозок. Из-за очередного нарушения происходит небольшая авария. На повороте сходит с рельсов полувагон. Происходит огромный сбой в расписании. На плечи диспетчера (Владимир Гостюхин) ложится ответственность провести скопившиеся на участке поезда, а также не выбить из графика пассажирские поезда, в том числе фирменный поезд № 3 Красноярск-Москва. Заступив на смену, диспетчер начинает восстанавливать движение на участке, грамотно проводя поочередно грузовые и пассажирские поезда. Ему поступают взаимоисключающие приказания от заместителей начальника дороги: сначала вводить в график фирменный поезд, затем останавливая пассажирский гнать состав «порожняка» для подачи на погрузку нефтеперегонному заводу.

Диспетчера, кроме начальства, напряжённой поездной обстановки на участке, постоянно вызывающих его по селектору станций, отвлекает телефонными звонками жена, требуя, чтобы он сходил к начальнику отделения дороги и добился выделения квартиры.

И вот стоило диспетчеру один раз отвлечься — грузовой поезд, поставленный под обгон пассажирским, был принят на путь, длина которого меньше длины состава. Грузовой поезд, позже, успевает отъехать, но на стрелке остается цистерна, имевшая неисправную автосцепку, отвалившуюся во время трогания состава. В результате чего, цистерна осталась стоять на стрелочном переводе, что и послужило причиной столкновения. Электровоз (в фильме ВЛ80Р) нагоняющего опоздание пассажирского поезда врезается в хвост наливного состава.

Файл:MaristralFilmRU.jpg
Кадр из фильма

В ролях

Интересные факты

  • После столкновения в фильме звучит фраза «а на входном был зелёный». Как утверждают профессиональные железнодорожники, вероятность появления зелёного огня на входном светофоре при занятой вагоном рельсовой цепи стрелочной секции и положении стрелки по отклонению на боковой путь предельна мала. Но такое вполне возможно — крушение поездов на станции Ельниково Южной железной дороги в 1991 году (сейчас это Белгородское отделение Юго-восточной дороги) произошло именно так. На светофоре был зелёный, а скорый поезд всё-таки врезался в цистерну грузового поезда. Погибло более десяти человек. По книге у цистерны были намазученые пары - из-за чего не было замыкания рельсовой цепи.
Файл:LocoCrash65.jpg
Локомотив врезается в цистерну.
  • В фильме постоянно задействован один и тот же электровоз — ВЛ80Р−1685 приписки депо Боготол Красноярской железной дороги. Однако для съёмок сцены столкновения локомотива с цистерной был задействован другой электровоз (скорее всего ВЛ80т) который был списан на момент съёмок. В кадре даже видны «пустые» тележки, со снятыми двигателями.
  • Часть натурных съёмок проходила на станциях Ачинск и Злобино, а в фильме станция называется Грачинск.
  • В наши дни по маршруту Красноярск — Москва курсирует фирменный поезд «Енисей» № 55/56.
  • № 79/80 Красноярск — Москва
  • В фильме по меньшей мере в четырех сценах (кроме, разумеется, самого столкновения) показаны действия железнодорожников, грубо нарушающие правила безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта, а именно:
  1. Из диалога проводницы ГОЛОВНОГО вагона и помощника машиниста на станции, где происходит смена локомотивной бригады и возникает 20 минутная задержка поезда из-за поломки буксы, Помощник - "Давно ездишь?", ответ проводницы - "Второй раз". Согласно инструкции проводника пассажирских вагонов "проводником головного или хвостового вагона может работать лишь проводник со стажем работы не менее одного года и предварительно сдавший экзамен и получивший специальное удостоверение проводника головного и хвостового вагонов";
  2. при технической остановке в Шумково, связанной с пропуском наливных составов, проводники выпускают пассажиров из вагонов. Правилами это запрещено. Хотя, в данном случае, это было оправдано, тем более стояла сильная жара.
  3. перед столкновением стрелка скоростемера электровоза ВЛ80 показывает 120 км/ч, при том что конструкционная скорость этого электровоза - 110 км/ч (конструкционная скорость - максимально допустимая, превышать ее строго запрещено, даже при нагоне опоздания)
  4. после столкновения пассажиры выходят из вагона на пути противоположного направления, там же медики оказывают помощь раненным машинисту и помощнику. Согласно правилам, при вынужденной остановке поезда на перегоне высаживать паасажиров разрешено только со стороны, где нет пути.

С другой стороны, в реальной жизни, нарушения всегда имеют место, поэтому создателей фильма нельзя упрекнуть в художественном вымысле. Кроме того, основная сюжетная линия фильма так или иначе связана с различного рода системными отклонениями как на железной дороге, так и вообще в жизни страны, поэтому данные нарушения в контексте фильма выглядят достаточно естественно.

Отличия от книги

  • В отличие от повести Валерия Барабашова «Жаркие перегоны», на основе которой и снимался фильм (повесть написана в 1976 году) есть много любопытных фактов:
    1. Электровоз в фильме ВЛ80р, с поездом Красноярск — Москва, а по книге — ЧС2, с фирменным поездом «Россия» (Москва — Владивосток).
    2. Помощник машиниста Санька не погибает, а вместе с Шиловым (машинист) возвращается работать в депо, чтобы сдать экзамены на машиниста.
    3. Забавное совпадение. В книге поезд едет из Москвы, а в фильме — в Москву. Но направления маршрутов обоих поездов совпадают. C другой стороны, названия станций всё равно вымышлены, и потому, это в любом случае ничего не меняет.
    4. Безбилетник «Студент», от которого получила деньги проводница Дынькина, в книге сошел в Шумково, чтобы ехать дальше на электричке.
    5. Начальник дороги Уржумов после трагедии даже думал восстановить Бойчука на службе, но против начальства не пойдешь.
    6. В книге, семья Бойчука состоит из жены и двоих детей, живущих в тесной «однушке». Бойчук уже 5 лет ждет очереди, так как уступал ее железнодорожнице с маленьким ребенком. В фильме же, есть только короткое упоминание об этом.
    7. По ходу действия книги у Желнина возникает романтический интерес к женщине, просившей у него цистерны для завода.
    8. Фильм больше трагический, а книга написана в духе партийного компромата на недобросовестных чиновников транспорта и общего беспорядка эпохи «застоя».

Киноляпы

  • «Двойник», устроивший скандал с проводницей, высовывается из выбитого окна вагона, но при отправлении поезда окно вдруг оказывается целым.
  • Первый вагон поезда, который обслуживает проводница Люда, прицеплён к электровозу то рабочим тамбуром, то нерабочим (распространённая ошибка в такого рода фильмах).
  • Крушение поезда произошло около восьми вечера, но, в момент столкновения, часы в диспетчерской показывают 9.23.
  • Действие фильма разворачивается жарким летом, но актеры одеты явно не по сезону.
  • Второй вагон поезда — плацкартный, производства Калининского вагонзавода. Но на ст. Шумково, в одной из сцен, он становится купейным, производства вагонзавода Аммендорф.
  • Машинист, во время остановки в Шумково, заходит к дежурному по станции, который за минуту-две до этого, выложил на стол пакет с едой. После очень короткой беседы машиниста по телефону с диспетчером, дежурный по станции тут же заканчивает есть, и убирает вышеупомянутый пакет.
  • Проводница покупает билеты в кассе, до Красногорска. Но ведь на ст. Шумково скорый поезд, согласно графику, остановки не делает. А потому кассирша попросту не смогла бы продать билеты на этот поезд.
  • Станция Ачинск, на территории которой велись съемки, находится совсем недалеко от ст. Красноярск. Но поскольку в фильме она показывается, как вымышленная станция Грачинск, то нелогичный ход некоторых событий можно опустить. К примеру, поездка студента-безбилетника, который сел в этот поезд ночью и т.д.
  • Как указано выше, в сцене столкновения поезда с цистерной, использовался другой электровоз. Это очень хорошо видно, к примеру, по цвету кузова.

Съёмочная группа

Ссылки

Магистраль (фильм, 1983).

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29