Михнов-Войтенко, Евгений Григорьевич

Евгений Григорьевич Михнов-Войтенко

Евгений Михнов-Войтенко в деревне на Волхове (1972)
Дата рождения:

5 июля 1932

Место рождения:

Херсон

Дата смерти:

2 октября 1988 (56 лет)

Место смерти:

Ленинград

Евгений Григорьевич Михнов-Войтенко (5 июля 1932, Херсон — 2 октября 1988, Ленинград) — русский художник, принадлежал к «неофициальному» искусству.

Содержание

Биография

В 19351939, после развода родителей, жил у деда и бабушки в Воронеже, с 1939 с мамой и отчимом в Ленинграде, 19411944 провёл в эвакуации в Семипалатинске, затем вернулся в Ленинград. Среднюю школу закончил в 1951 в Минске, поступил в Ленинградский государственный институт иностранных языков, на скандинавское отделение. Параллельно занимался в театральной студии. В 1954, оставив обучение в институте иностранных языков, поступил на постановочный факультет Театрального института, учился на курсе Н.П. Акимова, элементы его оформления дипломного спектакля по пьесе Е. Шварца «Обыкновенное чудо» (1958) были использованы Акимовым в постановке этой пьесы в ленинградском Театре Комедии. Работал оформителем в комбинате декоративно-прикладного искусства Художественного фонда. Познакомился с Л. Аронзоном, который посвятил художнику несколько стихотворений. Умер от рака.

Творчество

Первые сохранившиеся работы Е. Михнова-Войтенко датированы 1954-1955 гг. Именно к раннему периоду относятся все известные фигуративные работы художника; с середины 1960-х годов он полностью сосредотачивается на беспредметном стиле.

В 1956-59-х гг. Михнов-Войтенко создает серию картин в технике, аналогов которой ранее не было. Сам художник называл её «тюбик», делая акцент на чистой краске как источнике творчества. Художник покрывает белые грунтованные холсты геометрическими фигурами, сочетая их с различными знаками, такими как зигзаги, точки, cтрелки, запятые, стилизованные под архаику фигурки людей и животных, изображения простейших организмов, как бы увеличенных микроскопом, абстрактные схемы лабиринтов и ракет в сочетании со словами и числами. За кажущимся хаосом - концептуальный мир со множеством смыслов. В дальнейшем именно эта особенность: смыслы под оболочкой хаоса станет одной из отличительных черт всего творчества Михнова-Войтенко.

По утверждению одного из ведущих экспертов по отечественному нонконформистскому искусству Е. Ю. Андреевой, в Европе граффитистские картины, подобные "тюбикам" Михнова-Войтенко появятся позднее, в искусстве новой волны 1980-х гг.

Всего за указанный период художник создал девять больших картин из серии «Тюбик», ставших основой цикла. Три из них хранятся в Государственном Русском музее, один – в собрании Нового музея (Санкт-Петербург), еще три – в зарубежных коллекциях и два в частных собраниях в России. Также существует ряд малых "тюбиков", написанных на бумаге. Вершиной, итогом тюбичного цикла стала работа "Улыбка Будды" ("Точки"), 1960г.

В 1960-80-х гг. Евгений Михнов-Войтенко работает в разных стилях искусства, при этом, в отличие от других авангардистов, не замыкается ни на одном из открытых им приёмов. Достигая виртуозности в избранном направлении, он оставляет используемый ранее абстрактный язык ради изобретения нового.

Для своего времени Михнов-Войтенко - крупнейший из мастеров русского абстрактного искусства. Пришёл к своеобразной авторской версии «новой фигуративности». Поиски Михнова отчасти сближают его с сюрреализмом, с русским космизмом.

Наследие

В настоящее время работы Михнова-Войтенко находятся в ряде российских и зарубежных музеев и частных коллекций. Основной фонд его работ хранится у официального наследника — сестры художника.

Выставки

  • 1978 - ДК им. Ф.Дзержинского, Ленинград
  • 1982 - клуб ж.-с.к. "Работники Академии наук СССР", Москва
  • 1989 - Галерея "Хагельстам", Хельсинки, Финляндия
  • 2000 - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • 2001 - Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург
  • 2005 — Монако. Выставочный зал Княжества Монако на набережной Антуана I. «Поиск истины. Судьба и искусство Евгения Михнова и Игоря Иванова в России»
  • 2007 - Галерея "Арт-Диваж", Москва
  • 2013 — Галерея коллекционного искусства DiDi - "Ау, Михнов!", Санкт-Петербург

Альбомы, каталоги выставок

  • Евгений Михнов. СПб, 2002 (серия «Авангард на Неве»)
  • Евгений Михнов. Живопись, графика. Каталог выставки в Монако. СПб, 2005
  • Евгений Михнов-Войтенко. Новый музей, 2010.

Литература

  • Кривулин В. Евгений Михнов, или Художник в поисках Белого Квадрата // Он же. Охота на мамонта. — СПб: Русско-Балтийский информ. центр «Блиц», 1998. C. 158-171.
  • Другое искусство. Москва 1956—1988. — М.: ГАЛАРТ — Государственный Центр современного искусства, 2005.
  • Михнов и о Михнове/ Сост. Евгения Сорокина. — Спб: ОАО «Искусство России»; Изд-во им. Н. И. Новикова, 2006.
  • Хозикова Л.Е. Евгений Михнов-Войтенко: жизнь вопреки правилам. - СПб,"Деловая информация"; типография "Береста", 2008 *Книга на сайте издательства
  • Альфонсов Владимир. Ау, Михнов! - журнал "Звезда", апрель-май 2011 г. В сентябре 2012 года книга опубликована журналом в виде отдельного издания.
  • Андреева Е.Ю. Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва–Ленинград 1946–1991. Искусство XXI век, 2012

Фильмы

  • «Магнификат» — документальный фильм, 18 мин., 2005 год («Russian Art», СПб, режиссёр Владимир Каминский, композитор Алексей Заливалов)

Ссылки

  • Михнов-Войтенко на сайте ART4.RU
  • (фр.)

Михнов-Войтенко, Евгений Григорьевич.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29