Евгений Григорьевич Михнов-Войтенко | |
Евгений Михнов-Войтенко в деревне на Волхове (1972) |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Евгений Григорьевич Михнов-Войтенко (5 июля 1932, Херсон — 2 октября 1988, Ленинград) — русский художник, принадлежал к «неофициальному» искусству.
Содержание |
В 1935—1939, после развода родителей, жил у деда и бабушки в Воронеже, с 1939 с мамой и отчимом в Ленинграде, 1941—1944 провёл в эвакуации в Семипалатинске, затем вернулся в Ленинград. Среднюю школу закончил в 1951 в Минске, поступил в Ленинградский государственный институт иностранных языков, на скандинавское отделение. Параллельно занимался в театральной студии. В 1954, оставив обучение в институте иностранных языков, поступил на постановочный факультет Театрального института, учился на курсе Н.П. Акимова, элементы его оформления дипломного спектакля по пьесе Е. Шварца «Обыкновенное чудо» (1958) были использованы Акимовым в постановке этой пьесы в ленинградском Театре Комедии. Работал оформителем в комбинате декоративно-прикладного искусства Художественного фонда. Познакомился с Л. Аронзоном, который посвятил художнику несколько стихотворений. Умер от рака.
Первые сохранившиеся работы Е. Михнова-Войтенко датированы 1954-1955 гг. Именно к раннему периоду относятся все известные фигуративные работы художника; с середины 1960-х годов он полностью сосредотачивается на беспредметном стиле.
В 1956-59-х гг. Михнов-Войтенко создает серию картин в технике, аналогов которой ранее не было. Сам художник называл её «тюбик», делая акцент на чистой краске как источнике творчества. Художник покрывает белые грунтованные холсты геометрическими фигурами, сочетая их с различными знаками, такими как зигзаги, точки, cтрелки, запятые, стилизованные под архаику фигурки людей и животных, изображения простейших организмов, как бы увеличенных микроскопом, абстрактные схемы лабиринтов и ракет в сочетании со словами и числами. За кажущимся хаосом - концептуальный мир со множеством смыслов. В дальнейшем именно эта особенность: смыслы под оболочкой хаоса станет одной из отличительных черт всего творчества Михнова-Войтенко.
По утверждению одного из ведущих экспертов по отечественному нонконформистскому искусству Е. Ю. Андреевой, в Европе граффитистские картины, подобные "тюбикам" Михнова-Войтенко появятся позднее, в искусстве новой волны 1980-х гг.
Всего за указанный период художник создал девять больших картин из серии «Тюбик», ставших основой цикла. Три из них хранятся в Государственном Русском музее, один – в собрании Нового музея (Санкт-Петербург), еще три – в зарубежных коллекциях и два в частных собраниях в России. Также существует ряд малых "тюбиков", написанных на бумаге. Вершиной, итогом тюбичного цикла стала работа "Улыбка Будды" ("Точки"), 1960г.
В 1960-80-х гг. Евгений Михнов-Войтенко работает в разных стилях искусства, при этом, в отличие от других авангардистов, не замыкается ни на одном из открытых им приёмов. Достигая виртуозности в избранном направлении, он оставляет используемый ранее абстрактный язык ради изобретения нового.
Для своего времени Михнов-Войтенко - крупнейший из мастеров русского абстрактного искусства. Пришёл к своеобразной авторской версии «новой фигуративности». Поиски Михнова отчасти сближают его с сюрреализмом, с русским космизмом.
В настоящее время работы Михнова-Войтенко находятся в ряде российских и зарубежных музеев и частных коллекций. Основной фонд его работ хранится у официального наследника — сестры художника.
Михнов-Войтенко, Евгений Григорьевич.