Славяно-Греко-Латинская Академия (СГЛА) |
|
|
|
Международное название |
Slavic Greek Latin Academy |
---|---|
Девиз |
Первое высшее учебное заведение России |
Год основания |
1687 |
Бакалавриат |
есть |
Магистратура |
есть |
Докторантура |
есть |
Расположение | |
Юридический адрес |
Российская Федерация, Москва, ул. Нижегородская, 29-33 |
Сайт |
http://www.sgla.ru/ |
Славя́но-Гре́ко-Лати́нская Акаде́мия, — первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэта Симеона Полоцкого. По уставу академии, на неё возлагались, помимо собственно учительских, также цензурные и даже полицейские функции, и кроме того юрисдикция трибунала по делам веры.
Содержание |
Академия была создана по инициативе Симеона Полоцкого (учителя царских детей) и его последователя Сильвестра Медведева.
Первым документом Академии была «Академическая привилегия» переданная на учреждение царю Феодору Алексеевичу в 1682 году, в которой устанавливался статус Академии равный статусам западноевропейских универститетов.
Академия исторически была сформирована как всесословное высшее образовательное учреждение.
Целью создания Академии была подготовка образованных людей для государственного и церковного аппаратов.
Первыми преподавателями начавшей создаваться Академии (в её основу были положены открытая ещё в 1682 году Типографская и созданная в 1685 году Богоявленская школы) стали два известных греческих учёных-монаха — братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего учебного заведения. Начав в 1685 году занятия в древнем московском Богоявленском монастыре, они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в неё риторику.
В конце 1686 года было начато строительство специального здания для Академии. В 1687 году туда переместились братья Лихуды со своими учениками. Этот год и принято считать годом открытия Академии.
В 1701 году Петр I придал школе статус государственной академии.
Библиотека Академии была самой обширной и лучшей в то время в России.
В первое время преподавание в академии носило схоластический характер. Преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику и физику на латинском и греческом языках, но первостепенное значение уделялось изучению греческого языка и культуры. Прохождение курса тогда было рассчитано на 12 лет. Обучение было разделено на 8 классов или, как в то время говорили, на 8 «школ», которые включали в себя 4 низших класса: «фара», «инфирма», «грамматика», «синтаксима», два средних: «пиитика» и «риторика», два высших: «философия» и «богословие». Обучение велось круглый год.
После преобразований, проведенных Палладием Роговским в духе просветителя Стефана Яворского, в Академии стали изучать латинский язык, современные европейские языки, философию.
В низших классах шло обучение славянскому и латинскому языкам, арифметике, истории, географии, катехизису. По истечении четырёх лет ученики свободно читали и писали по-латыни. В средних классах они продолжали учить латинский язык, чтобы через два года говорить на нем, и осваивали стихосложение, литературное сочинение, красноречие и богословие. Отдельный предмет в Академии составляла поэзия.
Многие учащиеся не доучивались до старших классов, а уходили с первого же года обучения в другие школы — математические, инженерные, медицинские, так как хорошо владели иностранными языками. Учеников из бедных слоев населения отсылали за границу, чтобы «учитися языкам турецкому, арабскому и персидскому» и для «наук литературных», которые изучали во Франции. Академия стала известна в Европе, а не только в России. С 1721 года в ней стали обучаться иностранцы, которые были приравнены к русским учащимся.
В начале своего существования Академия находилась в совместном государственном и церковном управлении (как многие классические европейские университеты того времени) и готовила, главным образом, переводчиков, работников типографий (справщиков), священнослужителей, высших государственных руководителей и дипломатов, преподавателей и профессоров, причем не только для России, но и для других славянских стран.
С учреждением Академического университета в Петербурге (1725) и Московского университета (1755) академия стала терять своё значение как общеобразовательное учебное заведение и в 1814 году было принято решение о её закрытии — её объединили с Троицкой семинарией, и таким образом возникла Московская духовная академия[1].
Из Славяно-Греко-Латинской Академии появились Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Московская Духовная Академия,Санкт-Петербургский государственный университет и другие высшие учебные заведения России.
В академии учились: Амвросий (Протасов), Антиох Дмитриевич Кантемир, Михаил Васильевич Ломоносов, Иннокентий Иркутский, Ефимий Болховитинов (Евгений, митрополит киевский), Федор Григорьевич Волков, Василий Тредиаковский, Василий Владимирович Петров, Леонтий Филиппович Магницкий, Иван Иванович Комов, Степан Петрович Крашенинников, Василий Иванович Баженов, Фёдор Поликарпович Поликарпов-Орлов, Н. И. Попов, Карион Истомин, П. В. Постников, Н. Н. Поповский, Антон Барсов, Алексей Барсов, Дмитрий Виноградов, П. В. Победоносцев (писатель, профессор Московского университета, отец обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева), В. И. Ромодановский.
В начале XXI столетия активно обсуждалось в образовательных, научных, церковных и государственных кругах идея возрождения Славяно-Греко-Латинской Академии в соответствии с образовательными и научными целями, изложенными в Привилегии на Академию. В 2010 году Славяно-Греко-Латинская Академия была возрождена как высшее образовательное и научное заведение.
Современная включает в себя десятки факультетов, институтов и научно-исследовательских центров, а также восьмидесяти научных кафедр[2][неавторитетный источник?].
Московская славяно-греко-латинская академия.