Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.»

55°46′54″ с. ш. 37°35′35″ в. д. / 55.781667° с. ш. 37.593056° в. д. (G) (O) (Я)

Подпольная типография 1905-1906 гг.
(филиал Музея современной истории России)
Дата основания 1924 год
Местонахождение 103055, Москва, ул. Лесная, д. 55
http://www.sovr.ru

Музей «Подпольная типография 1905—1906 гг.» — исторический музей в Москве, филиал Государственного центрального музея современной истории России. Открыт в 1924 году. Является редким памятником политической истории России периода Первой русской революции 1905—1907 годов, посвящён главным образом нелегальной деятельности партии РСДРП в эти годы.

Содержание

История музея

Музей расположен в старом районе Москвы в обычном трёхэтажном доходном доме конца XIX века, принадлежавшем купцу Кузьме Колупаеву. Музей занимает первый этаж левого крыла здания, где в период Первой русской революции находилась законспирированная нелегальная типография.

Типография была организована в 1905 году членами РСДРП для нелегального издания социал-демократических листовок и газет. По предложению одного из лидеров партии Л. Б. Красина и опытного организатора нелегальных типографий Т. Т. Енукидзе, типографию открыли на окраине города, неподалёку от так называемой «Грузинской слободы». В качестве прикрытия для подпольной типографии был организован небольшой магазин под вывеской «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе». Официально магазин реализовывал мелкооптовые партии кавказских фруктов и сыра сулугуни. В подвале дома, под складом магазина, была вырыта крохотная «пещера», дополнительно замаскированная при помощи колодца для стока грунтовых вод, через который и осуществлялся доступ в неё. В «пещере» размещался портативный печатный станок-«американка».

Магазин был открыт на имя Мириана Каландадзе — портового грузчика из Батуми, имевшего опыт в торговле и «чистую» репутацию. В целях конспирации сам хозяин при магазине официально не жил. От его имени торговал «управляющий» — Силован Кобидзе, революционер, активный участник забастовок. Работники магазина по совместительству являлись и работниками типографии. Среди них был и Г.Ф. Стуруа, впоследствии — крупный общественный и государственный деятель.

Логистика магазина-прикрытия была разработана весьма поверхностно — зачастую для выполнения крупных заказов подпольщикам приходилось скрытно докупать продукты на близлежащем Тишинском рынке, и в целом магазин был убыточен. Однако сама подпольная типография действовала весьма успешно. Работа подпольщиков, печатавших и распространявших нелегальные издания (в частности, социал-демократическую газету «Рабочий»), была связана с большими трудностями и риском. Местность была буквально наводнена полицией — поблизости располагались Бутырский полицейский участок и Бутырский тюремный замок, а также хорошо охранявшийся 2-й казённый винный склад. Кроме того, московское правительство знало о существовании некоей подпольной типографии и выделило на её поиски значительные силы полиции и жандармерии. Тем не менее, благодаря тщательной конспирации подпольщиков, типография так и не была раскрыта полицией и в целом выполнила свои задачи. В 1906 году типография была законсервирована, станок перевезён в новое помещение на Рождественском бульваре, а магазин-прикрытие закрылся.

Вновь об этом месте вспомнил в 1922 году В.Н. Соколов (партийная кличка — «Мирон»), в прошлом — руководитель Транспортного технического бюро партии РСДРП. По его предложению в помещении бывшего магазина двумя годами позже, в 1924-м, был открыт музей, ставший одним из первых музеев, посвящённых политической истории России периода Первой русской революции. Интересно, что организаторы музея в большинстве своём являлись теми самыми подпольщиками, которые двадцатью годами ранее создавали подпольную типографию и работали в ней.

Экспозиция

Главным образом, музей представляет собой музеифицированные помещения выходящего на улицу магазина с подвалом и жилых комнат (две комнаты и кухня) позади него. Интерьеры помещений полностью восстановлены и, помимо своего политического прошлого, являют собой образец условий жизни и быта московских мещан и горожан среднего достатка конца XIX—начала XX веков. В частности, в интерьере сохранена русская печь и многочисленная домашняя утварь — посуда, мебель, швейная машина, вышитые салфетки и скатерти, самовар, семейные фотографии и другие типичные предметы быта того времени.

Интерьер подвала, где, собственно, и располагалась типография, имитирует склад ящиков с фруктами и бочек с сыром, на дне которых уложены стопки нелегальных газет и листовок. Сама же типография с подлинным печатным станком располагается несколько ниже уровня подвала и может быть осмотрена через специально проделанное окно в стене подвала.

В помещении касс расположены несколько стендов с фотографиями, фотокопиями документов и развёрнутыми описаниями истории типографии и деятельности подпольщиков.

Музейная деятельность и режим работы

Музей ориентирован главным образом на эффект «живой истории» — возможность ощутить дух того времени, представить условия и обстановку, в которых работали подпольщики. Даётся общая характеристика исторической и социально-политической ситуации 1905—1906 годов, охранной структуры Российской империи, методах и тактике её противодействия революционерам. Особое внимание уделяется раскрытию социально-психологического портрета российского революционера того времени, описываются доминировавшие в то время социальные настроения, рассказываются детали работы подпольщиков.

В музее проводится обзорная экскурсия «Подпольная типография 1905—1906 гг.», рассказывающая об истории создания и деятельности нелегальной типографии, а также театрализованная костюмированная экскурсия «Лавка с секретом», рассчитанная на создание эффекта «живой истории» и воссоздание атмосферы тех лет.

Вход в музей — со двора здания. Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. в воскресенье - с 10.00 до 17.00

Цена входного билета для взрослых — 70 рублей; для учащихся и студентов дневных отделениий учебных заведений — 50 рублей; пенсионеров, инвалидов всех категорий - 30 рублей; для детей дошкольного возраста — 10 рублей. Первый вторник каждого месяца — бесплатное посещение музея для школьников. Экскурсионное посещение платное.

Периодически проводятся тематические выставки.

Музей в кино

  • Художественный фильм "Американка" (СССР, 1930). Режиссер: Леонард Исакия. В основу сценария положены документальные факты. Съемки проводились в Москве на Лесной улице. В фильме представлены подлинные кадры выступления В. И. Ленина во время митинга рабочих.
  • Документальный фильм "Подпольная типография ЦК РСДРП в Москве" (СССР, 1975).
  • Художественный фильм «Дом на Лесной» (киностудия «Грузия-фильм», 1980 год). Режиссер: Николай Санишвили. В ролях: Амиран Кадейшвили, Эдишер Гиоргобиани, Леван Учанейшвили и другие. Фильм рассказывает об истории создания в Москве первой подпольной типографии, организаторами которой были грузинские революционеры. Большевистская типография, где были отпечатаны несколько номеров газеты «Рабочий», листовки и прокламации, действовала под вывеской магазина оптовой продажи фруктов.

См. также

Ссылки

  • Страничка музея на сайте www.museum.ru
  • О музее в Киножурнале «Хочу всё знать» на YouTube

Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.».

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29