Му́зей пассажи́рского тра́нспорта Москвы́ — самый первый на территории бывшего СССР и самый крупный в России музей общественного транспорта. Музей имеет богатую коллекцию трамваев, троллейбусов, автобусов и служебной спецтехники.
В настоящее время по независящим от музея причинам музей посетителей не принимает.[уточнить]
Однако в 2006 году появилась такая новость: "Музей городского пассажирского транспорта будет открыт через несколько лет в районе Строгино в Северо-Западном административном округе столицы, пишет "Строительный мир". Проектирование музея городского пассажирского транспорта начнется в 2007 году. Строительство будет осуществляться в 2008-2009 годах. Музей будет открыт в Проектируемом проезде N 120, сообщил "Интерфаксу" источник в городской администрации."
Работы по созданию музея начались ещё в 1989 году. Музей открылся на территории трамвайного депо им. Баумана 10 сентября 1999 года и, в частности, в здании бывшей конечной станции «Ростокино». Это событие было приурочено к столетнему юбилею московского трамвая. К сожалению, нормально музей профункционировал только два года. Осенью 2001 года приказом мэра Москвы Ю. Лужкова музей был выселен из Бауманского депо в связи со строительством московского монорельса. Первоначально Лужков пообещал выделить музею место в подэстакадном пространстве третьего транспортного кольца, однако музей до сих пор вынужден хранить свои экспонаты на необорудованной площадке на территории Трамвайно-ремонтного завода на Волочаевской улице. Экспонаты хранятся под открытым небом.
Позднее Лужков обещал выделить музею место в районе Строгино, однако и это обещание не было сдержано. Впрочем, вряд ли строгинская площадка позволила бы музею полноценно функционировать: район этот расположен неудобно в транспортном отношении. К тому же, в районе имеется изолированная от основной сети города трамвайная сеть, что почти исключает возможность использования исторических трамваев музея в киносъёмках и организации парадов исторической техники в центре города. К тому же размеры площадки, которую собрались выделить музею (65 на 45 метров), явно недостаточны даже для хранения всей техники, не говоря уже о месте под реставрационные мастерские, администрацию музея и т. п.
Трамваи | |||||
---|---|---|---|---|---|
Модель | Бортовой номер | Годы работы | Примечание | ||
Вагон конки | 35 | 1874 — 1911 | |||
Рингоффер | 0220 | 1903 — нач. 1920-х | После был переоборудован в служебный вагон
и работал до 1994 года |
||
Вагон типа Ф | 164 | 1908 — 1960 | |||
Вагон типа Н | 1113 | 1914 — 1948 | |||
Вагон типа БФ | 932 (бывш. 934) | 1926 — 1970 | |||
Вагон типа КМ | 2170 | 1930 — 1974 | |||
Вагон типа КП | 2556 | 1935 — 1951 | |||
Вагон типа С | ? | Неизвестны | |||
МТВ-82 | 1278 | 1956 — 1982 | |||
РВЗ-6 | 222 (до 2000 и 2001-2008 - 220) | 1960 — 1966 | |||
Татра-Т2 | 378 | 1960 — 1975 | |||
Татра-Т3, двухдверный | 1897 (до 2008 - 1010) | 1972 — 1985 | |||
ТМРП-1 | 2813 | 1998 | Экспериментальная модернизация вагона «Татра»-Т3,
на маршрутах не работал, сразу после переоборудования был передан музею |
Троллейбусы | |||||
---|---|---|---|---|---|
Модель | Бортовой номер | Годы работы | Примечание | ||
МТБ-82М | 1116 | 1946 — 1967 | |||
МТБ-82Д | 1777 | 1954 — 1971 | |||
ТБЭС | 568 (421?) | 1957 — 1971 | Троллейбус с остеклённой крышей.
Сначала работал на ВДНХ, затем — на городских маршрутах |
||
ЗиУ-5 | 2323 | 1960 — 1976 | |||
МТБЭС | 701 | 1963 — 1972 | |||
Киев-2 | 113 | 1964 — 1979 | Построен в Киеве в 1964, работал в Запорожье с пассажирами до 1977,
потом был переоборудован в техпомощь и в таком виде проработал до 1979 года. Привезён в Москву в 1996 году |
||
ЗиУ-5Д | 2933 | 1969 — 1979 | |||
ЗиУ-682В | 1152 (бывш. 1313) | Неизвестно | |||
ЗиУ-683Б00 | 1600 | 1986 — 199* | Единственный сохранившийся ЗиУ-683 со светотехникой «лодочки» | ||
МТРЗ-ЛиАЗ-6220 | 0700 | 1993 — 1999 | Единственный экземпляр данной модели в мире | ||
СВАРЗ-Икарус | 0034 (бывш. 0035) | 1990 — 2003 | |||
ТГ-3 | 934 | 1963 — **** | Грузовой троллейбус | ||
ТГ-4 | 802 (?) | Неизвестно | Грузовой троллейбус | ||
КГТ-1 | 505 | Неизвестно | Грузовой троллейбус | ||
ЛАЗ 52522 | 1901 (?) | **** — 2004 | |||
ЗиУ-682Г00 | 2536 | 1991 — 2008 | |||
ЗиУ-6205 | 6603 | 1999 — 2010 |
Автобусы | |||||
---|---|---|---|---|---|
Модель | Бортовой номер | Годы работы | Примечание | ||
ЗиС-154 | 1118 МЯ | 1946 — ? | |||
ЗиС-155 | 3175 МЯ | 1949 — ? | |||
ГЗА-651 | ? | 1949 — ? | служебный | ||
ЛАЗ-695 | 123 ( ? ) | 1956 — ? | |||
ЗиЛ-158 | 884 ( ? ) | 1957 — ? | |||
ЛиаЗ-158В | 7064 ММА | 1965 — ? | |||
ЛАЗ-695Е | ? | 1967 — ? | Служебный | ||
Ikarus-55 | ? | 1953 — ? | Служебный | ||
Ikarus-180 | 1987 ЮБК | 1972 — ? | |||
Den Oudsteen Leyland | 12397 | 1980 — ? | |||
ЛиАЗ-677 | 9365 ММА > 9303 МНА | 1977 — 1997 | |||
ЛиАЗ-677М | 5621 | ? |
Вагон конки — самый старый экспонат музея. Он был построен в 1874 и имел так называемый «империал» — открытый второй этаж. Именно благодаря ему этот вагон сохранился после закрытия московской конки в 1911 году — он был переоборудован в вышку для монтажа и ремонта контактной сети трамвая. Позднее реставрация вернула вагону его первоначальный облик.
Поезд из вагонов № 164 Ф («фонарный», 1907 года) и № 1113 Н («нюрнбергского типа», 1911 года) долгие годы использовался как грузовой. В ходе реставрации были восстановлены фонари, давшие название этому типу вагонов. Салон этого вагона освещался хрустальными фонарями. Стоячие места в нём не были предусмотрены. Это — самый старый электрический трамвай из коллекции музея. Сейчас он на ходу. Также в музее имеется послереволюционный вариант этого вагона — БФ (бесфонарный).
Этот трамвай возил пассажиров с 1930 по 1974 год, но прославился он уже после «ухода на пенсию». Этот вагон использовался при съёмках многих известных фильмов: «Место встречи изменить нельзя», «Мастер и Маргарита», «Покровские ворота», «Холодное лето 53-го», «Похороны Сталина» и даже в американском фильме «Миссис Ли Харви Освальд».
До наших дней сохранилось только два вагона типа КМ — в Москве и Нижнем Новгороде.
Недавно найден ещё один сильно переделанный КМ в Коломне, где он используется в качестве техпомощи
Вагон МТВ-82 обозначил смену эпохи деревянных трамваев трамваями цельнометаллическими. Вагоны этого типа выпускались Тушинским заводом из алюминия, заготовленного для нужд авиации.
Этот вагон открыл эпоху «Татр». Хотя ранее в столице эксплуатировалось 180 вагонов Т-2, до наших дней сохранился только один. После списания он в течение долгого времени использовался как сарай в одном из трамвайных хозяйств столицы, и только кропотливая реставрация вернула ему первозданный облик. Интересно, что уровень реставрации этого вагона привёл в восторг посетивших музей представителей завода «Татра».
МТБ-82 — это знаменитый «синий троллейбус», воспетый Булатом Окуджавой в одноимённой песне. Представленный в музее троллейбус № 1777 после списания использовался как бытовка в одном из санаториев. Сейчас он отреставрирован.
Этот троллейбус отличался остеклённым потолком. Он создавался специально для выставочного маршрута на ВДНХ. Первый троллейбус этого типа был осмотрен и одобрен лично Никитой Хрущёвым. Позднее троллейбусы этого типа использовались на городских маршрутах столицы. В музее представлен единственный сохранившийся троллейбус этого типа. Долгое время он использовался как бытовка в одной из подмосковных воинских частей.
Эти троллейбусы выпускались с 1957 по 1964 и в те годы считались самыми комфортабельными троллейбусами. Широкой публике этот троллебус прежде всего известен по классическому фильму «Берегись автомобиля». Троллейбус МТБЭС № 701, представленный в коллекции музея, использовался как бытовка для охранников автостоянки. В музее он был отреставрирован. Этот троллейбус снималя в одном из роликов «Русского проекта». В роли его водителя снялся известный актёр Олег Ефремов. 15 ноября 1993 года этот троллейбус открыл парад, посвящённый 60-летию московского троллейбуса.
Этот автобус был построен в 1946 году. Он отличался уникальной передачей — электрической. В то время эта схема не получила распространёния, хотя сейчас снова начинают строить автомобили работающие по такому принципу — так называемые гибридные автомобили. Можно сказать, что этот автобус опередил своё время на шестьдесят лет.
До наших дней сохранился только один ЗиС-154. Он использовался как душевая одного из подмосковных садово-огородных товариществ. Сейчас автобус восстановлен до рабочего состояния.
ЗиЛ-158 был самым распространённым автобусом Москвы в 60-х годах, тогда на улицах столицы работало четыре с половиной тысячи автобусов этого типа. Неспециалисту этот автобус известен, прежде всего, тем, что именно в его салоне начинается действие одной из новелл классической советской комедии «Операция «Ы».
Эти автобусы были одними из первых сочленённых автобусов (автобусов «с гармошкой») на улицах Москвы. В народе за большую вместимость их прозвали «пылесосами». Несмотря на это не очень лестное прозвище следует отметить, что эти автобусы очень помогли решению транспортных проблем районов новостроек.
Находящийся в экспозиции «Икарус-180» был собран из двух разных частей — головная часть была обнаружена в окрестностях Орехова-Зуева, а так называемый «прицеп» — в одной из расположенных неподалёку от этого города деревень. Восстановленный автобус принял участие в параде, посвящённом 850-летию Москвы (в 1997 году).
Хотя раньше эти автобусы венгерского производства поставлялись во многие страны соцлагеря, в Восточной Европе таких автобусов не сохранилось, поэтому можно сказать, что московский экземпляр уникален.
Эти автомобили были распространены в пятидесятых годах, и они приняли участие почти во всех великих стройках социализма. В фильме «Большая руда» на этом автомобиле падал в пропасть герой Евгения Урбанского. МАЗ-205 из коллекции музея общественного транспорта — единственный сохранившийся до наших дней автомобиль этого типа.
Общественный транспорт Москвы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Действующий |
|
||||||
Проектируемый | Скоростной трамвай | ||||||
Терминалы |
|
||||||
Прочее | Метро-2 • Музей пассажирского транспорта Москвы |
Музей пассажирского транспорта Москвы.