Nabucco — проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3300 км из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС, прежде всего Австрию и Германию. Проектная мощность — 26-32 млрд кубометров газа в год. Предполагаемая стоимость проекта — €7,9 млрд[1]. В конце февраля 2011 года газета Guardian сообщила, что по собственным оценкам компании BP, реальная стоимость проекта составляет порядка 14 млрд евро[2], подорожание связано с ростом цен на сырье, в частности, железную руду, необходимую для выплавки металла для труб.
Подготовка проекта ведётся с 2002 года. Строительство планировалось начать в 2011 году, а завершить к 2014 году[3], в настоящее время сроки запуска проекта сдвинулись к 2017 г, когда начнется коммерческая добыча газа на месторождении Шах-Дениз.
Название газопровода происходит от оперы Джузеппе Верди «Набукко» (по имени царя Навуходоносора II)[4].
В консорциуме по строительству газопровода участвуют следующие компании:
Содержание |
Проектная мощность газопровода — 26—32 млрд м³ газа в год. Для обеспечения мощности газопровода Набукко были предложены несколько месторождений в Иране (Южный Парс); в Азербайджане Шах-Дениз; в Туркмении (Довлетабад, Южный Иолотань-Осман) и другие.
После покупки в 2009 году двумя участниками консорциума «Набукко» — австрийской кампанией OMV и венгерской MOL доли в газовых месторождениях северного Ирака — Khor Mor и Chemchemal, планируется транспортировка газа в Европу из иракского Курдистана по трубопроводу «Набукко». Данные месторождения способны обеспечить 50 % газа необходимого для заполнения трубопровода.[5]
Для транспортировки газа из Туркмении рассматривается вариант строительства подводного газопровода из Туркменбашы в Баку.
Проект начал разрабатываться в феврале 2002 года в ходе переговоров между австрийской компанией OMV и турецкой BOTAS. Первоначально проект газопровода Nabucco, представленный в 2004 году, предполагал поставку газа с месторождений Ирана в Персидском заливе.
В 2006 году было принято решение, в связи с конфликтом вокруг иранской ядерной программы, изменить проект таким образом, чтобы иметь возможность поставлять газ из Туркмении и Азербайджана.
В 2008 году министр иностранных дел Турции Али Бабаджан заявил, что альтернативой Грузии в связи с конфликтом в Южной Осетии мог бы быть вариант прокладки газопровода по территории Армении. В ответ завотделом президентской администрации Азербайджана заявил, что сотрудничество с Арменией неприемлемо в связи с оккупацией азербайджанских территорий, а маршрут газопровода уже определен.[6]
В январе 2009 года премьер-министр Турции Эрдоган увязал разблокирование энергетической главы по вступлению Турции в ЕС и участие Турции в проекте.[7]
13 июля 2009 года в турецкой столице Анкаре премьер-министрами Турции, Австрии и Венгрии и министрами энергетики Болгарии и Румынии подписано многостороннее соглашение о строительстве газопровода «Набукко». В церемонии участвовали президент Грузии Михаил Саакашвили, министры 20 стран, а также спецпредставитель США по энергетическим вопросам в Евразии Ричард Морнингстар, заместитель помощника госсекретаря США Мэтью Брайза, еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс. В целом, в церемонии подписания соглашения приняли участие официальные представители около 30 стран, а также председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу.
Планируется, что строительство газотранспортной системы будет завершено к 2014 году (на момент подписания соглашения ни одного поставщика для него ещё не было найдено).[8]
4 марта 2010 года Турция ратифицировала свое участие в проекте Nabucco и строительство газопровода через свою территорию.[9] Однако к концу марта переговоры о поставках азербайджанского газа в Европу между Анкарой и Баку были приостановлены по причине противоречий, обусловленных попытками Турции нормализовать отношения с Арменией.[10]
15 октября 2010 года — Венгрия и Румыния открыли 47-километровый участок газопровода Nabucco по маршруту Арад-Сегед, который соединяет венгерскую и румынскую газораспределительные системы, участок проходит по территории Венгрии. Ранее был открыт румынский участок газопровода длиной 60 километров, который строила компания Transgaz.[11]
23 апреля 2012 года Венгрия в лице премьер-министра Виктора Орбана заявила, что венгерская компания MOL покидает проект строительства газопровода Nabucco.[12]
Транспорт в Азербайджане | |
---|---|
Железная дорога | Азербайджанская железная дорога: Баку — Тбилиси — Карс • Астара — Решт — Казвин ЗАО «Азербайджанские железные дороги»: Поезда ADDY Станции: Баку-Пассажирская • Горадиз • Джульфа • Евлах • Минджевань1 • Ханкенди1 Узкоколейные железные дороги: Бакинская ДЖД • Нахичеванская ДЖД • Кедабекская УЖД • Набранская УЖД |
Гражданская авиация | Азербайджан Хава Йоллары |
Аэропорты | им. Гейдара Алиева • Габала • Гянджа • Ленкорань • Нахичевань • Парзиван • Ходжалы1 |
Авиакомпании | AZAL (маршрутная сеть) • Imair Airlines (маршрутная сеть) • Turan Air (маршрутная сеть) • Silk Way Airlines |
Трубопроводный (нефтепровод) | Баку — Тбилиси — Джейхан • Баку — Супса • Баку — Новороссийск |
Трубопроводный (газопровод) | Баку — Тбилиси — Эрзурум • Баку — Ново-Филя • «Набукко»2 |
Другое | День работников гражданской авиации • День работников железной дороги |
1 — контролируется непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой 2 — проектируемый газопровод |
Набукко (газопровод).