Найманы

Найманы на карте XIII века

Найманы — средневековый народ предположительно монгольского происхождения. Найманы вошли в состав монголов, казахов, каракаллпаков, киргизов, ногайцев и узбеков.

Содержание

Происхождение

Найман (Nayman, от монг. найман «восемь») — группа племен, происхождение которых точно не выяснено.

По Аристову, имя «найманы» происходит от названия реки Найма, притока Катуни, где было первоначальное местообитание найманов.

Первые достоверные сведения о найманах — у Рашид ад-Дина (XIII в.), который, описывает их так: «Это племя степное: некоторые жили в крепких горах, другие в степях… Обитали Большой Алтай, Каракорум… горы Алуй-Сераса и Кук-Иртыша».

Этимология этнонима

«Найман» в переводе с языков монгольской группы числительное «восемь», что явно указывает на монголоязычный компонент в этническом составе средневековых Найманов. Насколько он был велик или мал, остается загадкой. Вообще, в установлении этнической компоненты Найман возникают известные трудности, скорее речь может идти в основном о преобладавшей языковой принадлежности этого племени.

По Аристову, имя найманы происходит от названия р. Найма, притока Катуни, где было их первоначальное местообитание.

Существуют и иные взгляды на данный вопрос, отрицающие обитание найманов первоначально на притоке катуни Найме — это конгломерат крупных огузских племен, их, найманов, ареал простерся едва ли не по всей Центральной Азии — от Балхаша и Алтая до территории современной Монголии и Китая (учитывая близкие связи с онгутами и кереитами, и возможно киданями (Ляо)).

Профессор Березин, считавший Найман восемью племенами в связи с монгольским числительным найм или найман [восемь], противоречиво указывал и на то, что происхождение найман от «союз племен най», что говорит только об уровне развития исторической науки в то время. Безусловно, монголоязычный компонент у найманов был, что ясно из его названия.

История

Найманы между тангутами, Тувой и Байкалом (территория западной Монголии)

В 8 веке в китайской истории найман упоминается как племя, живущее к югу от озера Байкал; в 850 годах обитали от верховьев Орхона до Таримского бассейна с одной стороны в Чёрного Иртыша с другой.

В 1007 найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка.

Ко времени Чингис-хана найманы были одним из самых сильных кочевых племен, и держали в страхе всех кто противостоял им

Первые достоверные сведения о найманах — у Рашид-ад-Дина (XIII век), который описывает их так: «Это племя степное: некоторые жили в крепких горах, другие в степях… Обитали Большой Алтай, Каракорум… горы Алуй-Сераса и Кук-Иртыша… у этих Н. племен были свои почтенные и сильные государи; они имели многочисленное и хорошее войско; обычаи и привычки их были подобны монгольским. Государей их в древние дни называли Кушулук-хан — сильный, великий государь. Из племен, близких к найманам и которых юрты соединялись с их юртами, было племя Бикин», (Бикин в русском переводе, в оригинале, видимо, Битикин, то есть битегин). Их территория, по Аристову, простиралась от pp. Тамира и Орхона до Иртыша. Найманы были покорены Чингисханом и вошли в состав его государства.

Многие найманы вошли в состав Чагатайского улуса, они продолжали крепко сохранять своё племенное и родовое устройство. Группы найманов были отмечены источниками в Мавераннахре уже в XIV веке. Некоторые служили в войске Тамерлана. В числе эмиров Амир Тимура были найманы: Тимур ходжа, Латифаллах, Ак-Буга, Али Тутак и Саадат (История Казахстана в персидских источниках. Т.3. Му’изз ал-ансаб (Прославляющее генеалогии). Введение, перевод с персидского языка, примечания Ш. Х. Вахидова. Алматы: Дайкпресс, 2006, с.118). В период походов Тимура часть найманов, вместе с аргынами, занимали территорию от р. Ишим на юго-западе до Каратала и на запад до р. Нуры (Аристов).

Современные потомки найманов

Обычные их кочевки — по Тарбагатаю, близ Балхаша и Улытау, но отдельные роды встречаются по всей территории Средней Азии, среди монгольских аймаков в МонголииАвтономном районе Внутренняя Монголия, среди цонголов и западных бурят). Во Внутренней Монголии по старому территориальному делению существовал сейм, этот сейм включал в себя помимо бааринов, хорчинов и других монгольских хошунов, хошун найманов. В 12 в. конфедерация найманов наряду с кереитами и меркитами представляла крупное центральноазиатское гос. объединение. Полагают, что значение термина «найман» раскрывается с позиции монгольского языка и означает «восемь», по числу племен, входивших в конфедерацию. После образования гос-ва каракитаев найманы входили в его состав, но после смерти Елюй Даши получили независимость, провозгласив своим правителем Инанч-бильге-Буку хана. Гос-во найманов занимало земли к западу от кереитов, в Зап. Монголии и Вост. К-не. Мирные отношения сменялись периодами вражды с наиболее сильными и могущественными племенами, объединенные в гос-во кереитов. После крушения киданьской державы в 1125 г., на его развалинах в Цент. Азии образовался ряд государственных объединений, веущая роль в которых перешла к керетским ханам. У найманов действовало обычное право, имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью. Должности у элитарной части общества передавались по наследству. Приобщение кереитов и найманов к христианству указывает на достаточно высокий уровень соц. и культурного развития. К концу 12 в. произошло политическое возвышение Темучина, который разгромив татар, в 1203 г. покорил кереитов, а в 1206 г. одержал победу над найманами. Найманы сыграли заметную роль в этногенетических процессах 10-12 вв в Казахстане. Именно в этот период они вошли в состав казахского народа[источник не указан 350 дней].

Некоторые рода найманов вошли в состав узбекского народа. По данным некоторых исследователей в начале ХХ века узбеки-найманы подразделяли себя на 17 родов: пулатчи, иланли, куштамгали, каранайман, казак-найман, бурунсав, козаякли найман, карагук, агран, мамай, сакзил, чумчукли, садирбек, укреш-найман, жагарбайли, баганали, балтали найман.[1].

Примечания

  1. Валиев М., Найманский говор узбекского языка (фонетические и морфологические особенности). АКД. Самарканд. 1963, с.3-5,26

См. также

Литература

  • «Сборник Летописей. История монголов, соч. Рашид-Эддина», пер. Березина (СПб., 1858);
  • Аристов Н. А., «Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей» (СПб., 1897; у него приведена и литература).

Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Том 1,2,3. Изд-во АН СССР, Москва-1960-Ленинград, пер. Ю. П. Верховского.

Ссылки

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext3.html РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ О ТЮРКСКИХ ПЛЕМЕНАХ, ИЗ КОИХ КАЖДОЕ В ОТДЕЛЬНОСТИ ИМЕЛО [СВОЕГО] ГОСУДАРЯ И ВОЖДЯ, НО У КОТОРЫХ С ТЮРКСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ, УПОМЯНУТЫМИ В ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ГЛАВЕ, И С МОНГОЛЬСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ БОЛЬШОЙ СВЯЗИ И РОДСТВА НЕ БЫЛО, ХОТЯ ПО ТИПУ И ЯЗЫКУ ОНИ БЫЛИ К НИМ БЛИЗКИ

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frameukaz.html УКАЗАТЕЛЬ названий тюркских кочевых народов, которые все происходят от потомства четырёх сыновей Диб-Якуя


  • Э. Хара-Даван. Объединение отдельных племён в монгольский народ
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
  • Современное Шежире (родословная) казахов — Шежире казахов
  • Бичурин Н. Я. «Статистическое описание Китайской империи»
  • О найманах




Найманы.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29