Общее образование в России

Перейти к: навигация, поиск
«Золотая» медаль выпускника средней школы (2011)

Общее образование в России — вид образования в России, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования[1]. Общее образование реализуется по уровням образования[2].

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

В Викитеке есть тексты по теме
Статья 43 Конституции Российской Федерации

Уровни общего образования

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

Отнесение дошкольного образования к общему стало главным отличием от деления образования, принятого в Законе Российской Федерации «Об образовании» 1992 года и тем самым расширило понятие общего образования в России.

Виды организаций, реализующих программы общего образования

Программы общего образования могут реализовывать как государственные и муниципальные образовательные учреждения, так и частные дошкольные организации (программы дошкольного образования) и образовательные организации общего образования (программы дошкольного образования, начального, основного и среднего общего образования). Эти организации осуществляют образовательные программы по данным программам в качестве основного вида деятельности. Как дополнительную к основной образовательной деятельности программы общего образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации (колледжи, ПТУ, техникумы, профессиональные лицеи) и организации высшего образования (вузы).

Образовательную деятельность по программам общего образования в качестве дополнительного вида деятельности могут осуществлять

  • организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых,
  • организации, осуществляющие социальное обслуживание,
  • загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Остальные юридические лица в качестве дополнительной из общеобразовательных программ могут осуществлять только образовательную деятельность по программам дошкольного образования[3].

Организация и содержание общего образования

Формирование содержания образования — сложный составной процесс. В целом содержание образования определяет федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации. На его основе формируется примерная основная общеобразовательная программа (ПООП), которая уточняет и конкретизирует положения ФГОС в рамках образовательного процесса в школе (конкретное распределение предметов по классам, количество часов по ним, общие требования к графику учебного процесса и т. д.). Непосредственное содержание образования с учётом региональных и местных особенностей и потребностей обучающихся определяет конкретная образовательная организация в своей основной общеобразовательной программе, разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учётом ПООП[4].

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность[5].

Общее образование может быть получено как в образовательных организациях, так и вне их. В образовательных организациях образование может быть получено по очной, очно-заочной или заочной формам обучения. Вне указанных организаций образование может получено как в форме семейного образования, так и в форме самообразования. Законом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Но ФГОС может быть установлено ограничение на получение конкретного уровня общего образования в той или иной форме получения образования или по форме обучения[4].

Сроки обучения по каждому уровню образования устанавливаются ФГОС. Для различных форм обучения и отдельных категорий обучающихся, а также при использовании различных образовательных технологий могут быть установлены и разные сроки освоения одних и тех же образовательных программ, что также определяется ФГОС[4].

В 2009—2012 годах были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты по всем уровням общего образования (в то время ещё без дошкольного образования, по которому были приняты федеральные государственные требования)[6]. Новшеством этих стандартов является ориентированность на результат и развитие универсальных учебных действий[7]. Стандарты устанавливают следующие типы требований к результатам обучающихся:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира[6].

Финансовое обеспечение общего образования

Государственное финансирование общего образования, как и всего образования в целом, осуществляется на нормативной основе в соответствии с государственным заданием на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования, выдаваемым органами государственной власти субъектов федерации. Нормативные затраты определяются ими по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС в расчёте на одного обучающегося и с учётом различных форм обучения и реализации образовательных программ, в том числе и с использованием различных образовательных технологий, типов образовательных организаций, создания в образовательных организациях особых условий для обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также безопасных условий обучения и воспитания и охраны здоровья обучающихся. Также нормативы должны включать затраты на оплату труда и обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников в соответствии с особенностями реализуемых программ и новыми требованиями к их осуществлению. В связи с этим размер нормативных затрат может различаться. Но при этом должен быть фактически обеспечен уровень заработной платы педагогических работников в сравнении с уровнем средней заработной платы в субъекте федерации — уровень зарплаты педагогических работников исходя из норматива не должен быть ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте федерации[8].

В малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций сельских населённых пунктов, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся[8].

Также в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» на государственное финансирование могут рассчитывать и частные образовательные организации. Субсидии на возмещение затрат частных общеобразовательных организаций рассчитываются с учётом аналогичных нормативов для государственных и муниципальных учреждений[8].

Качество среднего образования в России

Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование PISA, проводимое ОЭСР в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия. В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ[9].

См. также

Примечания

  1. Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. ↑ Статья 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Статья 31 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  4. ↑ Майоров А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России // Портал «Реализация Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“».
  5. Статья 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
  6. ↑ Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
  7. Министерство образования и науки Российской Федерации
  8. ↑ Вавилов А. И. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и общее образование // Портал «Реализация Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“».
  9. http://www.oecd.org/dataoecd/54/12/46643496.pdf

Общее образование в России.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29