Оку́м — (абх. Уақәым; мегр. ოქუმ, Окум) село в Ткуарчалском районе Абхазии. Расположено к юго-востоку от райцентра Ткуарчал в равнинно-предгорной полосе, на правом берегу реки Окум. В советский период вплоть до 1994 года официально называлось Окуми. В настоящее время абхазскими властями в качестве официального названия села на русском языке чаще используется форма Уакум[1]. В административном отношении село представляет собой административный центр Окумской сельской администрации (абх. Уақәым ақыҭа ахадара), в прошлом Окумского сельсовета. До 1994 года село входило в состав Галского района.
На севере сельская администрация (село) Уакум (Окум) граничит с с/а (селом) Чхуартал; на западе — с с/а (селом) Царча; на юго-западе — с с/а (селом) Махур; на юге — с с/а (селом) Первый Гал; на юго-востоке — с с/а (селом) Гумрыш; на востоке границей села является хребет Речшха.
Население Окумского сельсовета по данным переписи 1989 года составляло 3514 человек, по данным переписи 2011 года население сельской администрации Уакум составило 2239 человек, в основном грузины (98,3 %), а также абхазы (1,2%).[2][3].
По данным переписи населения 1886 года в Окуме проживало православных христиан — 2619 человек, мусульман-суннитов не было. По сословному делению в Окуме имелось 29 представителей православного духовенства, 5 представителей «городских» сословий и 2585 крестьян.
По данным той же переписи жители села были учтены как этнические «самурзаканцы». По данным переписи населения 1926 года 2/3 жителей Окума записались грузинами, остальные — абхазами. Однако абхазский язык в качестве родного указали лишь 5,4 % жителей Окума (или 18,9 % абхазов села), в то время как для остальных окумцев родным языком был мегрельский.
Год переписи | Число жителей | Этнический состав |
---|---|---|
1886 | 2.619 | самурзаканцы 98,9%; грузины 0,3% |
1926 | 2.208 | грузины 70,5%; абхазы 28,8% |
1959 | 3.216 | грузины (нет точных данных) |
1989 | 3.514 | грузины (нет точных данных) |
2011 | 2.239 | грузины (98,3%) |
После присоединения Абхазии к Российской империи в 1810 году Окум становится административным центром Самурзакана. Село является центром Самурзаканского участка вплоть до начала XX века, когда Кутаисская губернская администрация переносит центр в Гали, учитывая его местоположение у шоссейной дороги[4].
Побывавшая во второй половине XIX века в Абхазии итальянская путешественница Карла Серена так описывает Окум: «Радующее взор селение Окум на одноимённой реке является административным центром края. В мае 1876 года оно насчитывало около трёх тысяч душ населения, состоявшего большей частью из князей и дворян, владевших чудными землями, но, к несчастью, не умеющих их эксплуатировать. Кукуруза, местами немного пшеницы — вот, повторяю, единственный продукт этой превосходно орошаемой земли, которая при должном уходе могла бы давать неисчислимые богатства. Достоянием местных крестьян является скот; глядя на их пасущиеся стада, вспоминаешь библейских пастухов, от которых они, кстати, почти ничем не отличаются. Козы и овцы являются объектом постоянного и пристального присмотра, тогда как лошади, коровы и буйволы бродят свободно, — отсюда частые и легкие кражи… В Окуме также есть красивая церковь, которую обслуживают два священника: русский и грузин; этот последний является главой всех самурзаканских церквей, основанных, как и школы, обществом, находящимся в Тифлисе. В селении есть также базар, где большинство торговцев — мингрелы. Самурзаканцы не занимаются никакими ремёслами: местные пекарь и слесарь — греки. Окум — это создание России. Местные князья из рода Шервашидзе селились в Набакеви на берегу Ингура, между Оцарце и устьем реки»[5].
В 1851 году в селе Окум была открыта первая в Абхазии школа[6], где учились дети со всего Самурзакана, а также других регионов Абхазии. Карла Серена описывает школу следующим образом: «Окумскую школу посещало тогда 76 учеников; прилегающий пансион, построенный на средства окрестных жителей, рассчитан на сорок человек. В окумской школе, построенной тридцать лет назад и прекрасно управляемой, программа была настолько полная, насколько это возможно в столь отдалённом от больших центров селении; чтение, письмо, арифметика, начала геометрии, рисование, география, священная история, диктанты, сочинения на библейские темы — вот различные предметы, которые преподавали по-русски два учителя. Один из них — самурзаканец, получивший образование в Тифлисе и в России. Грузинский священник даёт религиозное воспитание и объясняет закон Божий по-грузински»[7].
К концу XIX века Самурзакан уже был чётко разделён на 2 основные лингвистические зоны: абхазоязычную и мегрелоязычную. Первая охватывала верхние (северные) селения Самурзаканского участка; вторая, бо́льшая по территории и численности населения, — нижние (центральные и южные) сёла. Между этими двумя зонами располагались смешанные селения, в том числе Окум. По сообщению Г. Шухардта, в конце XIX столетия «в общинах Бедийской, Окумской, Чхортольской, Гальской, Царчинской слышится абхазская речь; в Саберио, Отобая, Дихазургах говорят по-мингрельски»[8].
По данным переписи 1926 года только 5,4 % жителей Окума назвали абхазский язык родным, однако, судя по сообщениям современников, абхазский в той или иной степени был знаком гораздо более значительному количеству окумцев. Так Ефрем Эшба в 1930 году в своей статье «О Ткварчелах, колхозах и бандитах» указывает на широкое распространение как мегрельского, так и абхазского языка в селе: «Инструктор, который не знает ни мингрельского, ни абхазского языка, мне жаловался в Окумах, что ему трудно втолковать колхозникам — почему 50 % урожая нужно оставить нераспределённым до января. Признаться, и мне это было непонятно, но ясно одно: нельзя посылать в деревню в нынешний момент инструктора, который с крестьянином не может говорить без переводчика»[9].
Е.Эшба же рекомендует передать село Окум в силу его абхазоязычности в состав этнически преимущественно абхазского Кодорского уезда в статье «Мы требовали и получили настоящую независимую Советскую Абхазию»: «кстати — здесь отмечу, что административное деление уездов несколько не соответствует национальным признакам, где это можно, тщательно пересмотреть административное деление: в частности — я думаю, что 2-3 селения Гальского уезда с населением, говорящим по-абхазски, надо отнести к Кодорскому уезду, как Бедиа, Река, Эшкыт, Копит, Верхний Чхортол, Окум»[10].
В 1930 году в Абхазии состоялась административная реформа, заменившая старые уезды на районы, и была проведена новая граница между Очамчирским и Гальским районами. Окум, в отличие от трёх селений к северу (Агубедиа, Река, Чхуартал), остался в составе Гальского района. Местное абхазское население быстро огрузинилось и полностью перешло на мегрельский язык. Абхазский язык в настоящее время помнят лишь отдельные представители старшего поколения.
В ходе грузино-абхазской войны 1992—1993 годов Окум, как и другие сёла Гальского района, находился под контролем грузинских войск. После войны большая часть жителей покинула село, однако в 1994 году часть окумцев вернулась в свои дома. В настоящее время численность населения Окума сильно сократилась по сравнению с довоенной.
В 1994 году в Абхазии была проведена новая реформа административно-территориального деления, село Окум было передано из состава Галского района в состав Ткуарчалского.
Согласно Московскому соглашению 1994 года о прекращении огня и разъединении сторон[11] село Окум входит в Зону Безопасности, где размещены КСПМ СНГ[12].
Село Окум исторически подразделяется на 3 посёлка (абх. аҳабла)[13]:
В XIX веке Окум являлся административным центром российского Самурзакана. Около двух лет в период с 1866 года по 1868 год Самурзакан официально именовался Окумским округом[14].
В селе Окум в 1851 году была открыта первая в Абхазии школа.
В Окуме родился первый премьер-министр Абхазии Важа Зарандия.
|
|||
---|---|---|---|
Окум (село).