Орочоны (Орочены) |
|
Современный ареал расселения и численность | |
---|---|
Всего: 7000 |
|
Язык |
Орочонский (эвенкийский язык |
Религия | |
Родственные народы |
Эвенки, и другие Тунгусские народы |
Орочоны, орочены (кит.: 鄂伦春族; пиньинь èlúnchūn zú) — народ в Китае . Самоназвание «орочон» — «человек на горном хребте» или «человек, приручивший оленя», упоминается ещё в исторических летописях раннего периода Цинской династии.
Орочоны населяют районы Большого и Малого Хингана, проживают на территории района Внутренней Монголии и на севере провинции Хэйлунцзян, преимущественно в городском округе (бывшем автономном аймаке) Хулун-Буир, где для них создан Орочонский автономный хошун. (Абрамова 2006: 77-79)
Численность около 7 тысяч человек (по китайской переписи 2000 года — 8196 чел.). (Решетов 1998: 401)
Содержание |
Язык орочонский — эвенкийский язык (восточный диалект), относится к алтайской языковой семье тунгусо-маньчжурской языковой группы тунгусской языковой ветви. В последнее время среди орочонов получил широкое распространение китайский язык и китайская письменность. (Решетов 1998: 401)
Орочоны переселились в Китай в XVII в. из районов, расположенных к северу от р. Амур. В кон. XIX — нач. XX вв. они кочевали по правому берегу Амура, главным образом, по западным склонам Большого Хингана, в бассейнах рек Гана, Хайлера и Нонни. Ещё в 40-е гг. XX в. Орочоны по-прежнему были кочевым народом, занимавшимся охотой и сохранявшими первобытно-общинный строй. Пойманную на охоте добычу равномерно распределяли среди представителей общины. Свою долю получали также старые, больные и немощные. До образования КНР и проведения демографических реформ национальность орочоны находилась на грани вымирания, насчитывая лишь чуть более 1 тыс. человек. (Баженова 1989: 57) После образования Нового Китая жизнь и быт орочонов значительно изменился. Китайское правительство приняло ряд мер, способствовавших переходу орочонов от отсталого уровня жизни. Выделялись субсидии на защиту леса, компенсации за запрещение охоты, введены были бесплатное здравоохранение и образование, решался вопрос с жильем, поощряя тем самым, орочонов к оседлой жизни. За эти годы они освоили земледелие стали сеять культуры с высокой экономической отдачей, как например древесный гриб и др., животноводство (разводят кур, уток, коров, овец). (Абрамова 2006: 77-79)
Конический шалаш — чум, с летними берестяными или корьевыми и зимними кожаными или меховыми покрытиями, с жердяным остовом из 2-3-4 шестов, установленных по кругу и связанных у их вершин. К ним приставляются остальные 25-30 шестов, которые в самом верху ничем не прикрываются. Под этим всегда открытым «окном», посреди чума, находится очаг. Над очагом протягивается горизонтальная жердь с которой свешиваются крюки для котлов и чайников. Ещё одна горизонтальная жердь служит для просушки в чуме одежды. Диаметр чума около пяти метров. В центре чума на открытом очаге в чугунном котле варится пища, по бокам на подстилках из шкур располагаются люди, причем, у каждого члена семьи свое место. Постоянное место главы семьи в заднем северном секторе чума, женщины и дети — по бокам от входа. Все вещи, не нужные для жизни в чуме, хранятся снаружи во вьючных сумках и около чума. (Кочешков 1997: 120)
Основная особенность общетунгусского костюма — его «составность» : кафтанчик, не сходящийся на груди; нагрудник, подвешенный на шею; натазники; пуговицы; унты. Причем, мужской костюм от женского не отличался по крою. Разве что женский кафтанчик был более украшен и немного длиннее мужского. (Кочешков 1997: 120)
До 1950 г. основным верованием орочонов являлся шаманизм, причем как мужской так и женский, а также анимизм и культы предков. В настоящее время в их среде распространилось также и христианство (православие). (Решетов 1998: 401)
Это заготовка статьи о народах мира. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Орочоны.