Памятник | |
Страна | Азербайджан |
Город | Баку |
Скульптор | Омар Эльдаров |
Архитектор | Юсиф Гадимов, Расим Алиев |
Дата основания | 27 мая 1993 |
Высота | 5,5 м |
Материал | бронза |
(O) [1].
Создание памятника оказалось сопряжено с большими трудностями. Работы начались еще в советском Азербайджане, а завершились уже после распада СССР, в независимой Азербайджанской Республике. Создание монументального бронзового памятника-комплекса было дорогостоящим делом. Поначалу с выделением средств не было проблем, но с распадом СССР финансирование работ по сооружению памятника приостановилось. Лишь после обретения независимости Азербайджаном работу над памятником, несмотря на разгоревшийся армяно-азербайджанский конфликт, удалось завершить[2].
Как вспоминает Омар Эльдаров, идея создания памятника Гусейна Джавида принадлежала Гейдару Алиеву. Работа над памятником, а затем и горельефом потребовала от скульптора изучения жизни и творчества Гусейна Джавида. Но по художественному замыслу Эльдарова нужно было увековечить память не только Гусейна Джавида, но и многих других азербайджанцев, ставших жертвами политических репрессий первой половины XX века. Таким образом, Омар Эльдаров при создании памятника Гусейна Джавида воплотил идею круговорота жизни целого поколения народа[2].
Торжественное открытие в Баку мемориального комплекса состоялось 27 мая 1993 года. На церемонии выступила дочь Гусейна Джавида Туран Джавид. Она вспоминала:
Я запомнила навсегда тот страшный день 4 июня 1937 года, когда был арестован мой отец. И вот сейчас, в дни празднования нашим народом, уже в условиях свободы, годовщины независимости Азербайджана, моему отцу, отдавшему жизнь за эту свободу, воздвигнут памятник…[2] |
Митинг, посвященный открытию памятника, завершился исполнением впервые прозвучавшего в этот день «Марша патриотов», написанного сыном поэта Эртогрулом Джавидом[2].
Гусейн Джавид в крупной, 5,5-метровой статуе изображен в полный рост, склонившим в раздумьях голову. Базовой основой композиции послужили произведения Гусейна Джавида «Иблис» и «Родина». Скульптурно-архитектурный ансамбль состоит из бронзового памятника и каскада фонтанов. Основной идеей художественной композиции памятника-монумента является борьба добра и зла в душе человека. Внизу композиции олицетворяющий зло Иблис, падает головой вниз на землю с мечом в руках. В верхней части композиции находится образ Родины-матери, олицетворяющей добро. Между Иблисом и Родиной-матерью расположен образ Человека, пытающегося оторваться от Иблиса и устремиться наверх, к добру. В памятнике-композиции Омар Эльдаров подчеркнул любовь Джавида к розам[2].
Гусейн Джавид | ||
---|---|---|
Пьесы | Афет (1906—1909) • Мать (1910) • Марал (1912) • Шейх Санан (1915) • Шейда (1916) • Пропасть (1917) • Иблис (1918) • Пророк (1923) • Хромой Тимур (1925) • Князь (1928—1929) • Струнный саз (1930) • Сиявуш (1932—1933) • Хайям (1935) • Шехла (1936) • Месть Демона (1936—1937) | |
Поэма | ||
Сборники стихов | Минувшие дни (1913) • Весенние росы (1917) | |
Память о поэте | Памятник • Мавзолей • Дом-музей • Фильм «Жизнь Джавида» |
Памятник Гусейн Джавиду.