Город
Печоры
Показать/скрыть карты
|
Печо́ры (эст. Petseri) — город (с 1782 года[2]) в Псковской области России, административный центр муниципальных образований Городское поселение Печоры и Печорский район. Находится в 3 км от железнодорожной станции Печоры-Псковские.
Главная достопримечательность города — Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь, основанный в XV веке.
Расположен на западной окраине Псковской области и Печорского района, вплотную примыкая к российско-эстонской границе (пограничные переходы: «Шумилкино» — автомобильный, «Куничина гора» — автомобильный). Расстояние от областного центра — 53 км. В пределах города (по восточной и северной частям) протекает небольшая река Пачковка.
Название «Печоры» происходит от старо-рус. «печеры» (пещеры), дату открытия которых монастырская летопись определяет 1392 годом.
Основание поселения Печоры относится к 1472 году[2]. По данным летописей, это событие связано с деятельностью православного священника Ивана (в иночестве — Ионы), который в 1472 году бежал сюда из Дерпта (Тарту) после разгрома немцами-католиками «правоверной церкви, поставленной от пскович», и основал Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь; поселение развивалось как посад при данном монастыре. В 1473 году была освящена Успенская церковь этого монастыря, первоначально прорубленная в пещере[3].
В XVI — начале XVIII веков Печоры были важным стратегическим пунктом на западных рубежах Русского государства. В начале XVI века монастырь был разрушен рыцарями-католиками Ливонии, но вскоре отстроен заново. Особенно укрепился и разбогател он при игумене Корнилии (управлял монастырём с 1529 по 1570 год). В 1565 году монастырь был обнесён стенами с 9 сторожевыми башнями и тремя воротами (после чего стал называться Печорской крепостью), а внутри были построены каменная Благовещенская церковь и надвратная Никольская церковь. Именно здесь (если не самим Корнилием, то под его непосредственным руководством[4]) был составлен летописный свод — Третья Псковская летопись[3].
В 1581—1582 годах Печорская крепость выдержала осаду войск польского короля Стефана Батория, в 1611—1616 годах — польских войск Яна Ходкевича и шведских войск Густава II Адольфа, в годы Северной войны 1700—1721 годов — осаду шведских войск Карла XII в 1701 и 1703 гг.
Именным указом императрицы Екатерины II от 7 (18) июня 1782 года Печоры получили статус города, который стал центром образованного этим же указом Печорского уезда[5].
Герб города был утверждён Екатериной II 29 декабря 1782 (9 января 1783) года[6]:
В 1-й части щита, в голубом поле барс и над ним из облак выходящая рука. Сие внесено для того, что оный город принадлежит Псковскому Наместничеству.
Во 2-й части щита, в серебряном поле из камня, называемого Печера, изображена гора, в которой видна пещера, каковые в том месте действительно существуют.
Печорский уезд просуществовал недолго. Согласно штатам губерний, утверждённых Павлом I 31 декабря 1796 (11 января 1797) года, Псковская губерния разделялась на шесть уездов[7]. На момент издания штатов в состав губернии входили девять уездов и, следовательно, три подлежали упразднению. Одним из ликвидированных уездов стал Печорский. В отличие от двух других (Новоржевского и Холмского) он не был восстановлен указом Александра I от 24 апреля (6 мая) 1802 года[8], и Печоры так и остались заштатным городом. Более того, большинство источников XIX — начала XX века вообще не называют Печоры городом, считая его лишь пригородом Пскова. Однако упрощённое городское самоуправление в соответствии с «Городовым положением» 1892 года в Печорах всё же функционировало.
23 июля (4 августа) 1889 года было открыто правильное движение по Псково-Рижской железной дороге, которая прошла в нескольких километрах к северу от Печор. Станция Печоры (ныне — Печоры-Псковские) была открыта в 1899 году.
К началу XX века (1905 год) площадь селитебной территории города равнялась 45 десятин 1540 кв. сажен (49,87 га). В Печорах было 11 улиц и переулков общей длиной 1605 сажен (3,42 км) и 5 площадей. Город был почти исключительно деревянным — из 228 жилых строений насчитывалось лишь 7 каменных и 6 «полукаменных». Улицы Печор освещались керосиновыми фонарями, которых в городе было 31. Водопровод в городе отсутствовал, источниками воды служили колодцы и речка Пачковка.
Промышленное предприятие в городе было одно — кожевенный завод, кроме того, насчитывалось 115 ремесленников. В Печорах было 10 легковых извозчиков, все они были заняты перевозкой пассажиров между городом и железнодорожной станцией. Также в городе работала почтово-телеграфная контора.
В городе функционировала земская больница на 24 койки, медицинский персонал состоял из врача, фельдшерицы-акушерки и одного фельдшера (к 1914 году число фельдшеров возросло до трёх и был открыт фельдшерский пункт). Земская больница, помимо города, обслуживала также сельское население Печорской, Слободской и половины Паниковской волостей Псковского уезда. Кроме медицинских, в городе был также земский ветеринарный врач и участковый ветфельдшер.
Из образовательных учреждений к 1914 году в Печорах работали два начальных министерских училища (двухклассное, преобразованное 27 сентября (10 октября) 1913 года в высшее начальное училище, и одноклассное), земская школа и церковно-приходская школа (при монастыре). Из общественных организаций в городе имелись эстонское музыкально-певческое общество «Калев» (основано 8 (21) августа 1907 года), общество сельского хозяйства, просветительное общество (основано в 1912 году), общество трезвости «Сеятель», общество пчеловодства, вольное пожарное общество (организовано 8 (20) августа 1887 года как пожарная дружина, общество — с 10 (23) января 1911 года). Также в Печорах функционировало общество взаимного кредита (устав утверждён 25 июля (7 августа) 1913 года).
В период Первой мировой войны город в конце февраля 1918 года был оккупирован германскими войсками. После вывода кайзеровской армии из Прибалтики Печоры стали объектом борьбы между Красной Армией и войсками буржуазной Эстонии. 30 ноября 1918 года в покинутые немцами Печоры вступили советские войска, но 4 февраля 1919 года в результате контрнаступления город заняли эстонцы (2-й пехотный полк 2-й дивизии). Затем 11 марта 1919 года Печоры вновь перешли под контроль 10-й стрелковой дивизии Красной Армии, но ненадолго — уже 29 марта эстонские войска повторно овладели городом и удерживали его вплоть до конца войны.
В 1920 году в соответствии с условиями Тартуского мирного договора город вошёл в состав Эстонии и стал административным центром уезда Петсеримаа (от эстонского названия города «Петсери» (эст. Petseri)). В 1920-е годы в Эстонии на равных использовались как русский, так и эстонский варианты наименования города. В 1930-е годы, с ростом авторитарных и националистических тенденций в республике, русский вариант был вытеснен из употребления — не только в официальных документах, но и в русскоязычной печати разрешалось использовать лишь эстонский ойконим «Петсери»[9]. В 1935 году были пересмотрены также названия городских улиц, причём ряд русских топонимов был заменён на эстонские[10].
После присоединения города к Эстонии русское «Городовое положение» стало применяться к Печорам в полном объёме (в Эстонии оно действовало до 1938 года). Город получил полноценную систему органов местного самоуправления — городскую думу и избираемую ею городскую управу во главе с городским головой. Дума состояла сначала из 17, затем из 15 гласных и избиралась жителями города на трёхлетний срок. Как правило, на думских выборах разворачивалась борьба между эстонской и русской общинами города, каждая из которых выставляла на выборах один или несколько избирательных списков. Успех на выборах неизменно сопутствовал эстонцам: как правило, они составляли две трети гласных. Городскими головами в межвоенный период также были исключительно эстонцы.
В эстонский период территория города расширилась, достигнув к середине 1930-х гг. 2,49 км² (в том числе застроенная территория — 1,89 км²)[11]. Население Печор за время эстонской независимости выросло в 2,5 раза. По темпам роста Печоры занимали второе место в Эстонии, уступая лишь таллинскому пригороду Нымме. Демографический рост протекал неравномерно — численность населения города устойчиво росла в 1920-е годы, но затем в условиях экономического кризиса практически стабилизировалась. Рост возобновился лишь во второй половине 1930-х годов, с улучшением экономической конъюнктуры. Несмотря на резкое увеличение населения, Печоры оставались маленьким городом — по численности населения они находились лишь на 11-м месте в Эстонии, и из уездных городов превосходили только Пайде и (незначительно) Курессааре[11][12]. По данным переписи 1934 года, в Печорах проживало лишь 6,6 % населения Петсеримаа (самый низкий показатель среди уездов Эстонии)[11].
Важной чертой демографического развития довоенных Печор стала также значительная эстонизация населения города (см. ниже), в результате которой чисто русский до революции город к середине 1930-х гг. приобрёл смешанный эстонско-русский национальный состав, при небольшом перевесе титульного этноса.
В 1931 году станция Печоры стала железнодорожным узлом — 28 июля вступила в строй линия на Тарту. Таким образом, Печоры получили кратчайшую железнодорожную связь со столицей республики. В 1920-е годы в Печорах появились первые автомобили, но число их до конца 1930-х годов не превышало двух десятков.
В образовательной сфере значимым моментом в эстонский период истории Печор стало открытие в городе 24 января 1919 года первого среднего учебного заведения — Печорской реальной гимназии (с 1923 года — общегуманитарная гимназия). Преемником этого учебного заведения сегодня считается Печорская лингвистическая гимназия. Гимназия была организована на базе высшего начального училища. В гимназии первоначально было два отделения — русское и эстонское. В 1937 году в результате реформы средней школы в гимназии осталось только эстонское отделение. Стремясь сохранить русское среднее образование в Петсеримаа, меценат Б. Б. Линде в том же году открыл в городе частную гимназию, но проработала она только один год. В августе 1940 года предполагалось вновь открыть в Печорской гимназии русское отделение, но из-за политических перемен в Эстонии эти планы не были осуществлены[13]. Система начального образования в Печорах в межвоенный период была представлена двумя начальными школами. Также в городе была одна профессиональная школа. Кроме того, в 1933 году в монастыре была открыта духовная семинария, которая до 1940 года произвела три выпуска.
В эстонский период в Печорах начали издаваться собственные газеты, как на русском, так и на эстонском языке. Однако из-за небольшого количества читателей эти издания, как правило, не были долговечными. Наиболее известная русская газета «Печерянин» (она выходила и на эстонском языке) издавалась лишь полгода (с 16 июля по 10 декабря 1920 года, всего было выпущено 39 номеров). Из эстонских газет наиболее долговечной стала «Petseri Uudised: Petseri eestlaste häälekandja». Это издание выходило с 4 июня 1932 года по 31 декабря 1937 года (вышло 382 номера).
Факт принадлежности города Эстонской Республике благоприятно сказался на судьбе Псково-Печерского монастыря, который не был закрыт, как это произошло в 1920-е—1930-е годы со всеми монастырями в СССР. В то же время в рамках эстонской аграрной реформы большая часть земельных владений монастыря в мае 1925 года была конфискована. Монастырю были оставлены лишь 16 десятин непосредственно под постройками и ещё 50 десятин вне Печор. В результате обитель осталась практически без средств, и в дальнейшем могла существовать в основном за счёт государственной поддержки и частных пожертвований. Кроме того, настоятель монастыря епископ Иоанн (Булин) вступил в конфликт с руководством Эстонской православной церкви и в 1932 году был отстранён от должности[14].
24 мая 1939 года в городе произошёл катастрофический пожар. Из 650 городских домов огнём было уничтожено 212, около 1,5 тысяч человек остались без крова. От огня пострадали и некоторые прилегающие к Печорам деревни, где сгорело несколько десятков домов[15].
После присоединения Эстонии к СССР в 1940 году город первоначально оставался в пределах административных границ Эстонской ССР. 10 июля 1941 года Печоры были оккупированы нацистской Германией, и с декабря 1941 года в качестве окружного центра были включены в состав генерального комиссариата «Эстония» Рейхскомиссариата «Остланд». Город был освобождён 11 августа 1944 года войсками 291-й стрелковой дивизии 116-го стрелкового корпуса 67-й армии 3-го Прибалтийского фронта в ходе Тартуской операции[16][17].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 года Печоры были переданы из Эстонской ССР в состав РСФСР и включены в одновременно образованную Псковскую область. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 января 1945 года в составе Псковской области был образован Печорский район, и Печоры стали его административным центром. Первоначально в составе Эстонии был оставлен Печорский железнодорожный узел. Он был передан в состав РСФСР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1957 года вместе с прилегающей территорией (деревни Малая Кулиска, Ключи и Тамме), а взамен этого деревни Подмогилье и Пердага вошли в состав Эстонской ССР.
Решением Псковского облисполкома № 177 от 28 апреля 1976 года в городскую черту Печор были включены населённые пункты Богдановка, Большая Пачковка и Майское, решением Малого Совета Псковского облсовета № 147 от 18 августа 1993 года — населённые пункты Головино, Куничина Гора, Малая Пачковка, Мыльниково, Рагозино, Сахалин, Слобода и железнодорожная станция Печоры-Псковские[18].
С 2007 года Печоры были исключены из погранзоны и ныне въезд путешественников со стороны России в него свободный[19].
Численность населения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1825[20] | 1833[21] | 1840[22] | 1847[23] | 1856[24] | 1863 | 1870 | 1885[25] | 1897[26] | 1922[27] |
925 | ↗942 | ↗1299 | ↘1215 | ↘1186 | ↗1529 | ↘1305 | ↗1360 | ↘1269 | ↗2013 |
1934[28] | 1939[29] | 1940[30] | 1941[31] | 1944[32] | 1959[1] | 1970[1] | 1979[1] | 1989[1] | 1992[33] |
↗4274 | ↗4962 | ↘4431 | ↘3336 | ↘2328 | ↗6837 | ↗7194 | ↗9894 | ↗11 956 | ↗12 400 |
1996[33] | 1998[33] | 2000[34] | 2001[33] | 2002[35] | 2003[33] | 2005[33] | 2006[33] | 2007[33] | 2008[33] |
↗13 900 | ↗14 100 | ↘14 000 | ↘13 600 | ↘13 056 | ↗13 100 | ↘12 700 | →12 700 | ↘12 500 | ↘12 400 |
2010[1] | 2011[1] | 2012[1] | 2013[1] | 2014[1] | |||||
↘11 195 | ↘11 164 | ↘11 000 | ↘10 589 | ↘10 337 |
Большую часть истории Печор русские резко преобладали в этнической структуре населения города. Исключением стал лишь период пребывания города в составе независимой Эстонии, когда Печоры были довольно сильно эстонизированы. Так, в 1890 году в Печорах проживали лишь четыре эстонские семьи, а к 1914 году их было около 150 человек. Но уже по данным переписи 1922 года эстонцы (включая сету) составляли 33,8 % населения города. К 1931 году доля эстонцев достигла 51,3 %, к 1934 году — 54,8 %, к 1937 году — 56,9 %[36]. Однако после присоединения Эстонии к Советскому Союзу и передачи города в состав РСФСР эстонский элемент был быстро вытеснен русским.
По данным переписи 2002 года национальный состав населения города выглядел следующим образом[37]:
Основные предприятия: керамический завод «Евро-Керамика» (напольная и облицовочная плитка, керамогранит), комбинат нерудных материалов (известковая мука), конфетная фабрика «Надежда».
В северной части города расположена станция Печоры-Псковские Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги. Станция — узел двух направлений: на Псков и на Койдула.
Станция является пограничной. Четыре раза в неделю (пт, сб, вс, пн) курсирует одна пара пригородных поездов по маршруту Печоры-Псковские — Псков. Дальнее пассажирское сообщение по станции с конца 1990-х годов отсутствует, нет и какого-либо железнодорожного пассажирского сообщения с соседней Эстонией.
Печоры расположены на удалении от крупных автомагистралей и являются узлом автомобильных дорог лишь регионального значения. Общая протяжённость дорожной сети на территории городского поселения «Печоры» — 234,4 км (в том числе с твёрдым покрытием — 42,75 км). В Печорах имеется автобусная станция, являющаяся подразделением ГППО «Псковавтотранс». От автостанции отправляются 2 транзитных международных (№ 626 Печоры — Нарва и № 989 Псков — Таллин) и 11 пригородных маршрутов, связывающих город с Псковом и населёнными пунктами Печорского района. Эти маршруты обслуживаются ГППО «Автоколонна № 1454» (кроме транзитных, а также маршрута № 126А Печоры — Псков). За сутки отправляются 17—18 рейсов (за неделю — 124). Кроме того, в городе работает частная транспортная компания ООО «Нива» (основана в 2000 году). Эта фирма обслуживает пригородный маршрут Печоры — Псков (7—12 отправлений в сутки, 75 в неделю), а также международные маршруты Печоры — Вярска — Выру (2 рейса в неделю), Печоры — Тарту (2 рейса в неделю). Автобусы ООО «Нива» отправляются от площади Победы. Эта же компания обслуживает 5 внутригородских автобусных маршрутов (№ 2, 3, 4, 5, 6), а также и городское такси. В Печорах базируется автобусное предприятие «Viking», обслуживающее маршруты «Печоры — Санкт-Петербург», «Печоры — Москва» и туристические поездки в Псковской области.
Практически на окраине города находится международный автомобильный пункт пропуска Куничина Гора (Россия) — Койдула (Эстония). Пересечение границы возможно на автомобиле, пешком и на велосипеде.
Автобусные маршруты города Печоры | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Номер | Остановки | Карта | Режим работы | Протяжённость | Кол-во машин на маршруте | Примечание | |||
2 | Майский — Еврокерамика — Школа № 3 — Пачковка — Поликлиника — Автоколонна — улица Набережная — Стадион — Площадь Победы — Магазин № 15 — Машково — Лесхоз — Тайлово | К | 7:04-20:54 | 16 км. | 1-3 | большая часть дневных рейсов только до Площади Победы | |||
3 | Майский — Еврокерамика — Школа № 3 — Пачковка — Школа № 2 — Автостанция — Стадион — Конфетная фабрика — Дом паломника — Куничина Гора — Железнодорожный вокзал — Вокзальная — Набережная — Автоколонна — Поликлиника — Пачковка — Школа № 3 — Еврокерамика — Майский | К | 7:38-16:45 | 13 км. | 1 | не все рейсы заезжают на Вокзал | |||
4 | Майский — Еврокерамика — Школа № 3 — Дом ребёнка — Пачковка — Школа № 2 — Автостанция — Стадион — Конфетная фабрика — Дом паломника — Куничина Гора — Железнодорожный вокзал — Вокзальная — Стадион — Автостанция — Школа № 2 — Пачковка — Школа № 3 — Еврокерамика — Майский | К | 19:35-22:35 | 16 км. | 1 | не все рейсы заезжают на Вокзал, рейс на 21:00 из Майского заезд к Дому ребёнка | |||
5 | Майский — Еврокерамика — Школа № 3 — Дом ребёнка — Пачковка — Школа № 2 — Автостанция — Стадион — улица Вокзальная — Вокзал — СВХ «Миком» — Куничина Гора — Дом паломника — Конфетная фабрика — Стадион — Автостанция — Школа № 2 — Пачковка — Школа № 3 — Еврокерамика — Майский | К | 6:10-19:32 | 18 км. | 1-3 | не все рейсы заезжают к Дому ребёнка и на Вокзал | |||
6 | Майский — Еврокерамика — Школа № 3 — Пачковка — Поликлиника — Автоколонна — улица Набережная — Вокзальная — Железнодорожный вокзал — Куничина Гора — Дом паломника — Конфетная фабрика — Стадион — Автостанция — Школа № 2 — Пачковка — Школа № 3 — Еврокерамика — Майский | К | 8:50-17:25 | 13 км. | 1 | не все рейсы заезжают на Вокзал |
В городе имеются два городских отделения почтовой связи (индексы 181500 и 181502). Мобильная связь обеспечивается четырьмя основными российскими операторами (МегаФон, МТС, Билайн, Tele2 Россия). Кроме этого, территория города покрывается эстонскими сотовыми сетями (EMT, Elisa, TELE2), поэтому здесь возможно попадание в международный роуминг, не выезжая за пределы России.
В Печорах находятся подразделения Сбербанка РФ (Доп. офис № 8630/01564) и Россельхозбанка.
В Печорах имеются 3 средние общеобразовательные школы: Печорская гимназия (основана в 1944 году, 700 учащихся), Печорская лингвистическая гимназия (основана в 1919 году, 134 учащихся) и школа № 3 (основана в 1946 году, 484 учащихся). Также работают Печорская районная детско-юношеская спортивная школа, Печорская школа-интернат, Дом детского творчества, Детская школа искусств и 4 детских сада[38].
В городе функционирует Печорская центральная районная больница (ЦРБ) на 117 коек (в том числе 94 круглосуточного стационара). В состав ЦРБ входит поликлиника на 250 посещений в смену[38]. Врачей имеется 26, среднего медицинского персонала — 90 человек. Аптечных учреждений (аптеки, аптечные пункты и киоски) — 7.
В городе работают Печорский центр культуры, Печорская центральная районная библиотека (основана в 1944 году) и районная детская библиотека, а также детская школа искусств. В библиотеках города в 2009 году работало 24 сотрудника.
Музей истории города Печоры (18 сотрудников) основан в 1949 году и в настоящее время является филиалом ГУК «Псковский Государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»[39]. В музее представлены такие экспозиции и выставки, как:
В городе расположен Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, а также следующие православные церкви:
Также в городе действует лютеранская церковь Св. Петра (построена в 1923—1926 годах, освящена 19 сентября 1926 года). После Второй Мировой войны на протяжении 25 лет она оставалась единственным действующим евангелическо-лютеранским храмом на европейской территории РСФСР.
Псковская область | ||
---|---|---|
Административный центр: Псков Городские округа: Великие Луки | Псков Статьи: География | Герб | Гимн | История | Население | Административно-территориальное деление | Флаг |
Административное деление Печорского района Псковской области | ||
---|---|---|
Административный центр — город Печоры Городское поселение : Муниципальное образование «Печоры» Волости (сельские поселения) : Изборская Круппская Кулейская Лавровская Новоизборская Паниковская |
Печоры.