Попов, Александр Владимирович (архитектор-реставратор)

Александр Попов на лесах около реставрируемой им церкви Ризоположения из села Бородава (справа). На заднем плане слева и сверху — конструкции временного технологического павильона
Церковь Ильи Пророка на Цыпинском погосте, восстановленная А. В. Поповым

Алекса́ндр Влади́мирович Попо́в (род. 9 января 1951(19510109) года в Москве) — архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества. Лауреат Государственной премии РСФСР 1991 года в области архитектуры.[1] Аттестован Министерством культуры РФ как архитектор-реставратор высшей категории. Советник Российской академии архитектуры и строительных наук по отделению строительных наук.[2]

Содержание

Биография

Годы детства и учёбы прошли в Москве. Закончил Московский институт электронного машиностроения по специальности «прикладная математика» (1977) и Московский архитектурный институт по специальности «реставрация» (1981).

Александр Попов в реставрируемой им церкви Ильи Пророка на Цыпинском погосте. 2009 год.

Учась в МИЭМе, в студенческие каникулы работал на реставрации памятников архитектуры. Вначале на реставрации Троицкой церкви села Бёхово Тульской области, построенной по проекту художника В. Д. Поленова, затем в Переславле-Залесском, под руководством известного архитектора-реставратора Ивана Борисовича Пуришева. Работал разнорабочим, каменщиком, плотником, столяром. Получил 6-й разряд каменщика-белокаменщика. В конце 1970-х был заведующим мемориальным отделом Музея-усадьбы Поленово, занимаясь вопросами реставрации зданий и сооружений музея.

По окончании МАРХИ уехал из Москвы в глубинку Архангельской области — село Верхняя Уфтюга Красноборского района, где в течение 6 лет жил и работал архитектором, плотником, прорабом, реставрируя деревянный памятник XVIII века — церковь Дмитрия Солунского. Среди первых его рабочих было немало, имеющих уголовное прошлое (других свободных рук в то время в этих глухих местах не было). Справляться с ситуацией помогала его отменная физическая сила, поддерживаемая ежедневным физическим трудом на памятнике, знание спортивных единоборств. За реставрацию этого памятника ему была присуждена Государственная премия РСФСР (1991). После окончания работ в Верхней Уфтюге переехал в село Нёнокса Архангельской области, где занимался реставрацией деревянной Никольской церкви и колокольни.

В 1988 году создал свою реставрационную мастерскую.

Несмотря на то, что Администрация Архангельской области высоко ценила его работу в селе Нёнокса (за неё он был награждён в 1995 году «Премией за достижения в области реставрации памятников истории и культуры»[3]), в 1996 году финансирование реставрационных работ было прекращено и он был вынужден вернуться в Москву. В Москве Александр Попов участвовал в реставрации дома Мельникова, главного дома с флигелем усадьбы В. Е. Морозова «Одинцово-Архангельское», рядовой застройки Пятницкой улицы и других объектов. В 2000 начал работы в Кирилло-Белозерском монастыре, в том числе, в 2003 — реставрацию церкви Ильи Пророка на Цыпинский погосте (филиале Кирилло-Белозерского музея заповедника) и в итоге в 2004 году переехал на постоянное жительство в город Кириллов Вологодский области.

Некоторые объекты

Церковь Димитрия Солунского (Верхняя Уфтюга), за реставрацию которой А. В. Попову была присуждена Государственная премия РСФСР
Церковь Ризоположения. Рисунок А. В. Попова, отражающий восстановленный в 2010 г. древний вид храма
Аббатство. Музей-заповедник «Поленово». Реставрировано А. В. Поповым в конце 1970-х годах

Первым объектом, комплексной реставрацией которого занимался Александр Попов, было Аббатство (мастерская художника Василия Дмитриевича Поленова) в Музее-усадьбе Поленово Тульской области.

В селе Верхняя Уфтюга Архангельской области Поповым методом полной разборки выполнена реставрация церкви Дмитрия Солунского.

В селе Нёнокса Архангельской области полностью отреставрирована и колокольня и начаты работы на Никольской церкви (1989—1993).

Во время московского периода, кроме перечисленных выше объектов, Поповым сделан проект и выполнена реконструкция Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, он участвовал в реставрации здания МАРХИ — памятника архитектуры XVIII—XIX веков.

В Кириллове и Кирилловском районе Вологодской области он отреставрировал Церковь Введения с одностолпной трапезной палатой 1519 года, стены башни XVII века, братский корпус XVII века, домик Келаря XVII века[4] и ряд других сооружений Кирилло-Белозерского монастыря. Им полностью восстановлена рухнувшая деревянная церковь Ильи Пророка на Цыпинском погосте 1755 года постройки — памятник архитектуры федерального значения.

Начиная с конца августа 2009 года руководимый им реставрационный центр ведёт работы на деревянной церкви Ризоположения из села Бородавы (1458).

Метод

[5]

Исторические строительные технологии и инструмент

По принятой ЮНЕСКО «Международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест» 1964 года («Венецианской хартии») все части строения, все конструкции, детали, узлы, а также особенности обработки поверхностей элементов должны соответствовать времени возведения постройки. Для этого необходимо строгое соблюдение исторической технологии строительства, применении исторического инструмента и приёмов работы этим инструментом.

Признано, в том числе современными учёными-древисиноведами, что соблюдение исторической технологии обработки древесины увеличивает длительную сохранность деревянных элементов и долговечность всего строения. Впервые в России реставрация памятника в соответствии с исторической технологией строительства с применением старинного плотницкого инструмента и приёмов работы с ним была осуществлена Александром Поповым при реставрационных работах 1981—1988 годов на церкви Дмитрия Солунского (1784) в селе Верхняя Уфтюга Архангельской области. Анализируя характерные следы работы тем или иным инструментом, сохранившиеся на древесине в разных местах строения, особенно на тёсаных поверхностях, Попову удалось выявить и заново изготовить инструмент, который применяли плотники в прошлом, и частично восстановить способы обработки им древесины.[6]

Плотницкий топор XVII века существенно отличался от современного: выкованный из высопрочной стали, короткий, каплевидный в сечении, с нешироким, 9—15 см, полукруглым, утолщенным, с большой клиновидностью (напоминающий по форме колун для раскалывания дров) лезвием. Иногда, из-за специфики работы заточку лезвия делают несимметричной. Топор более тяжёл, чем топоры XIX века. Топорище длинное и прямое, на конце утолщённое. Топор, которым тесали в XVII веке, в том числе, при постройке церкви Димитрия Солунского в Верхней Уфтюге, при обтесывании скалывает древесину, не утопает в ней глубоко и не оставляет следов в виде царапин, рисок и зазубрин. При этом, при ударе, вогнутой боковой стороной и своей массой одновременно уплотняет древесину на обрабатываемой поверхности. Такой топор держат в руках так, чтобы его лезвие было направлено не параллельно бревну, а перемещалось по дуге к нему — тогда в конце удара топор сам выходил из дерева. В случае, если топор останавливался в древесине и оставлял задир, его снимали следующим ударом, наносимым перед местом окончания в бревне предыдущего удара. Таким образом достигалось плотное примыкание друг к другу перерезанных волокон древесины без задиров. Этот топор оставлял на отёсанной древесине характерные следы: рисунок, похожий на ёлочку или рёбра рыбьего скелета, а в продольном сечении доски волнообразный, напоминающие стиральную доску, рельеф. Тёсаная поверхность получалась настолько гладкой, что об неё нельзя было даже занозить руку, и при этом не плоской и ровной, а волнообразной. С такой поверхности легче уходила дождевая вода, поэтому тёсанная таким образом древесина меньше подвергалась гниению. Технология тёски таким топором также отличается от современной: смотреть на обрабатываемую поверхность надо чуть сбоку, через топор, на дерево (при работе топором XIХ века плотник при тёске смотрит на обрабатываемую поверхность между деревом и топором по отвесу и может видеть только вертикаль поверхности, но не место остановки топора в материале).[6]

В процессе реставрации церкви Ильи Пророка на Цыпином погосте Попов установил, что здесь при тёске применялись топоры, отличные от колунообразных XVII века, с характерно оттянутой пяткой, узким лезвием шириной около 16 сантиметров и треугольной проушиной, отличающиеся от более древних колунообразных топоров.[7]

С целью следования историческим технологиям обработки дерева при проведении реставрационных работ и в Верхней Уфтюге, и в Нёноксе, и на Цыпином погосте и на других объектах использовались реконструированные аналоги этих топоров и других плотницких инструментов.[6][7][8]

Обучение

[9]

Возглавляемый А. В. Поповым Реставрационный центр имеет лицензию Росохранкультуры на обучение и повышение квалификации в области реставрации.[10]

Критика Александром Поповым работ по реставрации Кижей

А. В. Попов занимает активную критическую позицию в отношении проводимой сейчас реставрация церкви Преображения Господня в Кижах, считая, что она может привести к утрате памятника

Александр Попов является одним из наиболее известных и последовательных критиков выполняемых в настоящее время работ по реставрации церкви Преображения Господня в Кижах, памятника, входящего в список «Всемирного наследия» ЮНЕСКО. По его мнению, реализуемая сейчас схема реставрации ведёт к потери памятника. Среди приводимых им аргументов: отсутствие научно обоснованного проекта реставрации, применение не апробированной на близких по масштабу памятниках схемы «лифтинга», недостаточно бережно проводимая реставрация, которая уже привела и будет приводить к утрате важнейших элементов церкви Преображения.[11][12][13]

В конце 2011 года А. В. Попов был включён Министерством культуры РФ в состав комиссии по наблюдению за проведением реставрационных работ на Преображенской церкви в Кижах.[14]

Библиография

  • Попов А. В., Шургин И. Н. О воссоздании русской плотничной технологии XVII—XVIII вв. М., 1993.
  • Попов А. В. Технология в реставрации (формулировка проблемы). Альманах «Кириллов». Вып. 6. ВГПУ, из-во «Русь», 2005. — С. 256—261. ISBN 5-87822-267-1.
  • Попов А. В. О воссоздании исторических плотницких технологий при реставрации деревянных памятников архитектуры. Исчезающая красота: проблемы сохранения ценностей культуры в современной России: Материалы Всероссийской научной конференции. 17-19 мая 2002 года, Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. — 220 с. ISBN 5-89896-196-8.
  • Попов Александр. Конструкции русский деревянных сооружений XVII—XVIII веков. Составитель М. Н. Шаромазов. Ферапонтово: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей заповедник. 2007, 64 с.
  • Alexandr Popov Constructions and Technologies of Russian Wooden Buildings of XVII—XVIII Centuries (Case Study) The Church of St.Dimitry Solunsky in the Archangelsk Region Proceedings of the 16th International Symposium of the IIWC, Florence, Venice and Vicenza, Italy, 11th — 16th November 2007

Источники

  • Реставрационный центр «Архитектура — Производство — Обучение».

СМИ о Александре Попове

  • Изобретатель топора. Московские новости. 25 марта 2003 года.
  • Мясоедова Д. Дома как люди. От равнодушия погибают. Московская перспектива. № 12 от 1.04.2003.
  • В Вологодской области мастера восстанавливают знаменитый град Китеж. 15 июля 2005, 13:19.
  • Никитинский Л. В. 1000 скворечников. Новая газета. № 97 от 26.12.2005.
  • Беляшов С. Россия: реставрировать так, как строили предки. Шире круг. № 5, 2008, с. 76—79.
  • Беляшов С. Кирилловский реставратор. Русский вестник. 09.08.2008.
  • Беляшов С. В столице ремесленных наук, ровеснице США. Кругозор. № 9, 2008.
  • Код доступа. Передача на радиостанции «Эхо Москвы» от 28 августа 2010 года.

Примечания

  1. Постановление Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 года № 66.
  2. Персональный состав. Состав советников РААСН.
  3. Лауреаты премии комитета по делам культуры и искусства администрации Архангельской области.
  4. Домик Келаря (XVII в)
  5. Роль мастера в традиционных ремеслах Русского Севера (искусство плотников и судостроителей). Сборник докладов III научной конференции «Рябининские чтения 99». — Петрозаводск, 2000.
  6. ↑ Ретроспективный взгляд на плотницкий инструмент. Вопросы Истории, Естествознания и Техники. № 2 (2004) с. 3—52.
  7. ↑ Церковь Ильи Пророка и её реставрация.
  8. Архитектура.
  9. Архитектурно-реставрационный центр «Заонежье».
  10. Перечень учебных заведений, осуществляющих обучение и повышение квалификации в области реставрации.  (Проверено 14 июля 2009)
  11. Как спасти Кижи. «Expert Online». 30 сентября 2010.
  12. Александр Попов: «Над Кижами витает дух непрофессионализма и безответственности».
  13. В Петрозаводске миссия ЮНЕСКО обсудила ход реставрации Преображенской церкви в Кижах.
  14. Утверждён состав комиссии по наблюдению за реставрацией Преображенской церкви в Кижах. 18.11.2011.

Попов, Александр Владимирович (архитектор-реставратор).

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29