Православные старостильные церкви Греции

Перейти к: навигация, поиск
Христианство
Портал:Христианство

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Бог Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Гностическое христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Ипостасный союз
Искупительная жертва · Христология
Спасение · Добродетели
Христианское богослужение · Таинства
Церковь · Эсхатология

Ветви христианства
Католицизм · Православие · Протестантизм
Древние восточные церкви · Антитринитарии
Численность христиан

Критика христианства
Критика Библии · Критика догмата о Троице


Правосла́вные старости́льные це́ркви Гре́ции — неканоническая группа не имеющих постоянного общения с мировым Православием церквей, не признавших введение «исправленного» (новоюлианского) календаря в богослужебную практику в 1924 году и придерживающихся юлианских («старого») календаря и пасхалии. Находятся в противостоянии с Элладской православной церковью.

Приверженцы осуждают переход большинства из 15 поместных Православных Церквей на «новоюлианский календарь»; также осуждают экуменизм, рассматривая его как ересь.

Согласно некоторым оценкам, количество греческих старостильников доходит до 800 тысяч человек[1].

История возникновения

Появление старостильных церковных объединений в Греции было связано с расколом православной Церкви Эллады, произошедшем вследствие неприятия частью духовенства и мирян введения в Греции новоюлианского календаря 10 марта (23 марта1924.

10 марта 1924 года Архиепископ Афинский Хризостом I (Пападопулос) ввёл в Церкви Греции новоюлианский календарь, очень близкий к григорианскому календарю. По мнению части приверженцев старостильных церквей иерархия Церкви Греции, подчинившаяся этому распоряжению, отпала от Православия в схизму. По мнению других, принявшие новый новоюлианский календарь «лишь» попрали церковные каноны. Хризостом Пападопулос был сподвижником Мелетия Метаксакиса.

Мелетий Метаксакис (1871—1935) был избран Константинопольским патриархом в 1921 году, а затем Александрийским. В 1923 году провёл «Всеправославный конгресс», на котором решено ввести новый календарь. В марте 1924 года новый календарь был введён в Константинопольской и Элладской церквах, 1 октября того же года — в Румынской церкви, а в 1926 году — в Александрийском патриархате.

В первое воскресенье после нововведения многие священники и миряне Греции, не принявшие новшество, собрались и создали представительство Церкви истинно-православных христиан — «Ассоциацию православных», которая в 1926 году была реорганизована под именем «Греческого религиозного общества ИПХ». Движение приобрело много сторонников после знамения Креста на небе, освятившаго храм, праздновавший Крестовоздвижение по юлианскому календарю. Сохранились фотографии, на которых благодаря свету от гигантского Креста в небе видно толпы народа и полицию, приехавшую до того разогнать церковное собрание.

13 мая 1935 года из Элладской церкви в новое образование перешли три епископа: Димитриадский Герман, Флоринский Хризостом (Кавуридис) и Закинфский Хризостом (Димитриу).

11 июня 1935 года три старостильных архиерея были арестованы. Новостильный предстоятель канонической Элладской Православной Церкви Хризостом I (Пападопулос) начал против них судебный процесс.

В 1937 году в ИПЦ произошёл раскол на две ветви: флоринитскую и матфеевскую. Первые воздерживались от категорических суждений о «благодатности»/«безблагодатности» новокалендаристов. Вторые сочли действия «новостильных» иерархов достаточным для отпадения от Православия и не признания всех Таинств Элладской Православной Церкви. Несмотря на ведение переговоров с 1970-х годов эти различия привели к появлению своего священства в матфеевской ветви.

Флоринитские церкви

Основатель ветви — митрополит Флоринский Хризостом (Кавуридис). Ветвь разделена из нескольких Синодов, образовавшихся в разное время.

Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Хризостома)

Синод Хризостома (греч. Ἐκκλησία Γνησίων Ὀρθοδόξων Χριστιανῶν) — одна из самых многочисленных православных старостильных церквей Греции,[2] объединяющая 15 епископов, 150 священников, 222 прихода и около 60 монастырей и скитов, включая крупный афонский монастырь Эсфигмен, который издаёт свой собственный журнал «Святой Агафангел Эсфигменский».

Синодальная резиденция, а также редакция официального печатного органа — журнала «Φωνή της Ορθοδοξίας» («Голос Православия»), находится в одном из жилых домов Афин (ул. Канингос, 22) в районе Омония.

С 2011 года на территории США начал действовать Православный богословский институт Трех Святителей с очно-заочной формой обучения.

В 1995 году от Синода Хризостома отделился митрополит Фессалоникийский Евфимий (Орфанос).

5 (18) марта 2014 года произошло подписание соглашения об объединении структур ИПЦ Греции с Синодом противостоящих, что было зафиксировано сослужением всех членов Синода за общей литургией 10/23 марта в Никольском монастыре в Пайания (Афины)[3].

Первоиерархи церкви

Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Авксентия)

Синод Авксентия отделился от Флоринитского синода 22 октября 1985 годав связи с отлучением епископа Авксентия (Пастраса). Сам Авксентий был рукоположен 20 мая 1962 года епископами Акакием и Леонтием (Филипповичем) (РПЦЗ). В 1986 году из юрисдикции РПЦЗ к архиепископу Авксентию перешло 30 приходов и монастырей в США и Франции, при чём в США на основе Преображенского мужского и ряда других монастырей образовался так называемый «Бостонский синод» — автономное подразделение данной религиозной структуры.

Первоиерарх Церкви носит титул Архиепископа Афин и всей Греции, с местопребыванием в Афинах. Главы Церкви:

«Бостонский» синод

С 1998 года Бостонский синод существует фактически как самостоятельная «Истинно-Православная Церковь Америки», хотя до 2008 года первоиерарх HOCNA митрополит Макарий Торонтский сохранял титул местоблюстителя Афинского престола, принятый им в 1998 году после того, как в «авксентьевском» синоде не осталось ни одного епископа на территории Греции (вследствие распада этого Синода после кончины Архиепископа Авксентия в 1994 году). От этого титула первоиерарх HOCNA отказался после начала переговоров о каноническом общении с греками-старостильниками «хризостомовского» Синода.

Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Калинника) (или Ламийский Синод)

Синод Калинника (или Ламийский Синод) был образован в 1995 году митрополитами Фтиотидским Каллиником (Ханиотисом) и Солунским Евфимием (Орфаносом), отделившимися от «Хризостомовского Синода» — крупнейшего объединения греков-старостильников. Непосредственным поводом для разделения стали обвинения со стороны «Хризостомовского Синода» в адрес митрополита Солунского Евфимия в содомии. К отделившимся иерархам присоединились ещё четыре «хризостомовских» архиерея, двое из которых (митрополит Асторийский Паисий (Лулургас) (США) и епископ Викентий (Маламатениос), местоблюститель Пирейский) в 1997 году перешли в Константинопольский патриархат, а ещё двое (митрополиты Хиосский Стефан и Эввийский Иустин (Колотурос)) в 1998 году вернулись к «хризостомовцам». Первоиерарх Церкви носит звание Архиепископа Афин и всей Греции, с местопребыванием в Афинах. Главы Церкви:

Члены Синода

Бывшие члены
  • митрополит Гардикийский Афанасий (Бафиадис), племянник митрополита Фавмакского Каллиника; в 2011 году оставил свой монастырь, снял сан и женился.
  • митрополит Месогейский и Островов Христофор (Ангелопулос), бывший Секретарь Синода, 28 октября 2013 года прервал общение с Синодом, протестуя против установления этим Синодом евхаристического общения со Святой православной церковью в Северной Америке (HOCNA, известна также как «Бостонский» Синод)[5] (находится на акефальном положении независимого епископа).
  • епископ Филиппийский Амвросий (Никифоридис) в 2014 году перешёл в юрисдикцию «хризостомовцев».

Священный Митрополичий Синод Отеческого Календаря Церкви ИПХ Греции

Синод Отеческого календаря (греч. Ἡ Ἱερά Μητροπολιτική Σύνοδος Πατρώου Ἑορτολογίου τῆς Ἐκκλησίας ΓΟΧ Ἑλλάδος) образован в 2007 году отделением от Калиникитского Синода ИПЦ Греции митрополита Авлоно-Виотийского Ангелоса (Анастасиу). В декабре 2007 года митрополит Ангелос вступил в общение с членами «Миланского Синода», возглавляемого митрополитом Евлогием (Хесслером), а 18 мая 2008 года с участием иерархов Миланского Синода был рукоположен во епископа Мартирополиского Порфирий (Александру).[6]

Члены Синода
  • Ангелос (Анастасиу), митрополит Авлонский, председатель
  • Порифирий (Александру), епископ Мартирополиский, викарий Авлоно-Виотийской митрополии
  • Гавриил, епископ Памфлийский, викарий Авлонской митрополии
  • Херувим, епископ Пентапольский
  • Кирилл (Безерра), архиепископ Сеара и Северной Бразилии (de Ceará y Nordeste Brasil)
  • Хризостом, митрополит Еквадора и Латинской Америки (de Ecuador y Toda Latinoamerica)
  • Христофор (Цамалаидзе), митрополит Мцхетско-Тбилисский и Картлинский
  • Иоатам (Зедгинидзе), митрополит Абхазский и Скондид-Цаишский
  • Агафангел, архимандрит
  • Амфилохий, архимандрит

Митрополия включала (на 2008 год) в свой состав около 20 приходов, четыре женских и один мужской монастырь, в которых проживало 123 монашествующих. Летом 2010 года вступила в евхаристическое общение с неканонической «Болгарской православной церковью» юрисдикции митрополита Неврокопского Гервасия (Патырова), а позднее с российской неканонической юрисдикцией Рафаила (Прокопьева).

Греческая православная церковь — Святейший Синод противостоящих

Монастырь свв. Киприана и Иустины в Фили, Аттика — духовный центр Синода Противостоящих

Греческая православная церковь — Святейший Синод противостоящих. Была известна достаточно либеральной для старостильных церквей экклезиологией; приверженцы нового стиля принимались через покаяние, признавались все Таинства, совершённые в новостильных церквях, но участвовали в них члены этой юрисдикции лишь в исключительных случаях.

Первоиерархи

На основе взаимности признавалась Болгарской старостильной церковью, Румынской старостильной православной церковью и синодом Агафангела (Пашковского).

С 2008 года велись предварительные консультации об объединительном процессе с самым крупным объединением греков-старостильников — «хризостомовским» Синодом. В конце ноября 2012 года обе структуры завершили подготовительные процедуры для начала переговоров об объединении, что было отражено в совместном коммюнике[7], а 18 марта 2014 года было заключено соглашение об объединении двух церковных структур.

Матфеевские Церкви

Основатель направления — епископ Матфей Вресфенский. Придерживаются более обособленческих позиций, чем флоринитская ветвь, сразу же отказавшись признавать Таинств поместных Церквей, перешедших на новоюлианский календарь.

Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Матфея)

Первоиерарх церкви носит титул Архиепископ Афинский и всей Греции, с местопребыванием в Афинах. Издаётся журнал «Κήρυξ Γνησίων Ορθοδόξων» («Вестник истинно-православных христиан») и «Πολύτιμος Θησαυρός Μετανοίας» («Драгоценное сокровище Покаяние»).

Первоиерархи

Миссии в Бельгии, в Болгарии, в Канаде, во Франции, в Грузии, в России, на Украине, в США, в Камеруне и Конго.

Состав Синода[9]
  • Архиепископ Афинский и всея Греции Стефан (Цакироглу)
  • Митрополит Арголидский Пахомий (Аргиропулос)
  • Митрополит Перистерийский Галактион
  • Митрополит Верейский и Наусский Тарасий (Карангунис)
  • Митрополит Фивский и Левадийский Андрей (Сирос)
  • Митрополит Филиппский Хризостом
  • Митрополит Пирейский и островов Пантелеимон (Дескас) (в 2015 перешёл в Ламийский синод)
  • Митрополит Ларисский и Тирнавский Игнатий — под запретом
  • Митрополит Нью-Йоркский Антоний (Гавалас) (ответственный за миссiю въ России)
  • Митрополит Патрский Евстафий (Турлис) (местоблюститель архиепископской Австралийской кафедры)
Секретарь Синода
  • Архимандрит Пантелеимон Цалагас

В общении с Синодом Церкви ИПХ Греции находится Автокефальная церковь ИПХ Отеческого Предания Кипра.

Иерархи ИПХ Кипра
  • Митрополит Китийский и Экзарх всего Кипра Севастиан (Ставро)
  • Епископ Амафунтский Лазарь (Афанасов)

Истинно-православная церковь Греции (Синод Кирика)

Первоиерарх Церкви митрополит Месогейский и Лавреотикийский Кирик (Кондояннис). Не признав т. н. «переворот» 2003 года, якобы совершенный архиепископом Николаем, митрополитом Пирейским — имеется в виду отставка архиепископа Андрея и показавшиеся некоторым «незаконными» выборы нового архиепископа, митрополит Кирик отложился в 2005 году от Синода митрополита Николая (Месиакариса). В 2008 году совместно с епископами Истинно-Православной Церкви Румынии митрополитами Бакаусским Кассианом (Тимофте) и Вранчским Геронтием (Унгуряну), им были совершены хиротонии новых епископов:

  • для Истинно-православной церкви Кении — митрополита Найроби и всея Кении Матфея (Муроки);
  • для Истинно-православной церкви России — митрополита Киевского Серафима (Бонь)[10];
  • для Автокефальной Истинно-православной церкви Кипра — митрполита Китийского и экзарха всего Кипра Парфения (Команеску);

Митрополиты Кассиан и Геронтий имеют переемственность исключительно от Виктора (Леу) — новостильного румынского священника, рукоположенного в епископы после Второй мировой войны в Австрии[11]. Рукоположение совершали епископы РПЦЗ, но не имеется никаких документов даже в архивах РПЦЗ. Иерархи упомянутых Церквей образовали Собор Истинно-православных церквей под председательством митрополита Месогейского и Лавреотикийского Кирика (Кондоянниса). Синод ИПЦ Греции под руководством архиепископа Николая относит «кирикитов» к раскольниками.

25 ноября (8) декабря 2011 года совершена хиротония Амфилохия (Тампураса) во епископа Ларисского и Тирнавского.

См. также

Примечания

  1. Русская линия / Библиотека периодической печати / Профессия — расколовед
  2. Ἐκκλησία Γνησίων Ὀρθοδόξων Χριστιανῶν  (греч.)
  3. Tillkännagivandet från vår stiftsbiskop Kyprianos  (англ.)
  4. Петербургский архимандрит ИПЦ Греции Нектарий (Яшунский) хиротонисан в епископа Олимпийского
  5. Митрополит Месогейский и Островов Христофор покинул «Ламийский» («каллиникитский») Синод ИПЦ Греции, протестуя против установления Синодом евхаристического общения с «Бостонским» Синодом
  6. Священный Митрополичий Синод Отеческого Календаря Церкви ИПХ Греции
  7. Совместное коммюнике с представителями хризостомовского Синода
  8. Житие Архиепископа Афин и Всея Греции Андрея
  9. Священный Синодъ Церкви Истинно-Православныхъ Христианъ Эллады и Кипра
  10. Истинно-православная церковь России
  11. Румынско-Кирикитская иерархия в вопросах и ответах

Литература

  • Мосс Владимир. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА ПЕРЕПУТЬЕ (1917—1999). СПб, 2001.

Ссылки

  • Истинно Православная Церковь Греции
  • Документы по истории ИПЦ Греции
  • Краткий очерк экклезиологических и юрисдикционных споров Греческой старостильной церкви


Православные старостильные церкви Греции.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29