Псалмовый тон

Пса́лмовый тон (лат. tonus psalmorum) в католическом богослужении — мелодия-модель, по которой распевается каждый стих псалма. Формульные мелодии новозаветных библейских песней (например, магнификата) — те же псалмовые тоны, с несколько более широким распевом. Распев по модели псалмового тона в музыкальной теории позднего средневековья назывался интонацией (лат. intonatio, также герундий intonandi)[1].

Содержание

Характеристика

В римско-католической (стандартообразующей) традиции 8 единообразно структурированных псалмовых тонов и одна сверхнормативная мелодия, называемая «блуждающий тон» (tonus peregrinus, букв. странствующий тон)[2].

Стандартизованные категории псалмового тона:

  • иниций (лат. inchoatio, или initium — начало) — формула начала;
  • тенор (лат. tenor) — тон повторения, доминанта мелодической структуры; теноры восьми псалмовых тонов совпадают с реперкуссами церковных тонов плавного распева (тенор 1-го тона a, второго f и т. д.)[3] У блуждающего тона в 1-м полустишии тенор a, во 2-м полустишии тенор g (отсюда его название);
  • медиация (лат. mediatio — середина) — серединная клаузула, которой оканчивается первое полустишие (distinctio) псалма;
  • терминация (лат. terminatio — заключение) — заключительный мелодический оборот. Для плавной стыковки псалма и (последующего) антифона в псалмодической практике установились различные терминации, получившие название дифференций (лат. differentia — различие). Дифференции в обиходных книгах также стандартизованы (первый тон содержит 12 вариантов окончания, второй тон 5 вариантов, шестой тон только одно окончание и т. д.)[4].
  • флекса (лат. flexa букв. — изгиб, поворот) — факультативная внутристрочная клаузула перед медиацией — для тех случаев, когда из-за особой протяжённости псалмового стиха необходима еще одна цезура.

Помимо римской существуют локальные традиции псалмового пения, со своими формульными псалмовыми тонами (отличающимися от римских мелодически, но не структурно). Из них наиболее известны немецкие псалмовые тоны, которые восходят к певческой традиции средневекового монастыря Санкт-Галлен (ныне в Швейцарии). В этой традиции вместо номеров псалмовых тонов (от 1 до 8) используются буквы алфавита, вместо tonus I пишут tonus a, вместо tonus II пишут tonus e и т. д.[5].

Антифоны мессы и оффиция (а также песнопения некоторых других жанров/форм), классифицированные по их принадлежности к тому или иному псалмовому тону, в Средние века входили в специальную книгу, которая называлась тонарий.

В практике православного богослужения типологическим аналогом псалмового тона является пение по гласам (формульность характерна для знаменного и современного обиходного распева). Формульные распевы псалмов существуют также в протестантском обиходе.

См. также

Примечания

  1. Например, «Трактат об интонации тонов» Якоба Льежского (или его ученика) начала XIV века рассматривает именно такую «интонацию», т.е. способ распева псалмового стиха по заданной мелодической модели. Заголовок анонимного трактата (второй половины XV века) «Искусство интонирования по правилам, переданным основателями музыки» («Ars intonandi secundum regulas ab institutoribus musice traditas») обещает вовсе не «асафьевскую» проблематику, а инструктивное изложение псалмодирования по модели.
  2. По блуждающему тону распевается псалом 113 «In exitu Israel».
  3. С некоторыми исключениями для третьего и четвёртого тонов, связанными с литургической практикой.
  4. По традиции дифференции в обиходных певческих книгах обозначаются гласными EUOUAE (saeculorum amen), по последним словам малой доксологии (Gloria Patri et Filio et Spiritui Sancto…).
  5. В списке 8 тонов используют следующие латинские и греческие буквы: a (для первого тона), e (для второго), i, o, u, η, y, ω (для восьмого).

Нотные издания

  • Liber usualis. Tournai, 1950 (римские псалмовые тоны; см. сс. 112-117).
  • Antiphonale monasticum <...>. Paris, Tournai, Roma, 1934 (римские псалмовые тоны).
  • Antiphonarium Eremi Beatae Virginis Mariae <...>. Einsiedeln, 1987 (немецкие псалмовые тоны).

Литература

  • Москва Ю. Оффиций // Григорианский хорал. Учебное пособие. Москва: НИЦ "Московская консерватория", 2008 (перечень псалмовых тонов в римско-католической традиции на сс. 106-109).

Псалмовый тон.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29