Псалом 9

Перейти к: навигация, поиск

Девятый псалом — 9-й псалом из книги Псалтырь. Псалом алфавитный, начинающий каждый стих буквой еврейской азбуки, не всегда, однако, в строгой последовательности и согласии с настоящим порядком. В еврейской Библии этот псалом разделяется на два: девятый псалом русской Библии заканчивается в еврейской 21 стиха, а с 22 идет там уже 10 Псалом, также алфавитный. Латинская Библия держится еврейского порядка деления псалма, а греческая и славянская соединяют еврейские 9 и 10 псалмы в один, девятый. Отсутствие надписи над 10 Псалмом в еврейской Библии, одинаковость алфавитного порядка и сходство обоих псалмов в выражении мыслей дают право заключать об единстве их автора, Давида.

Надписание и авторство псалма

Надписание псалма в русском переводе следующее: Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида, что создаёт определённые сложности, так как более Лабен в Библии не упоминается. Возможны два варианта толкования:

  • Лабен — собственное имя, вероятно, это был один из начальников певческих левитских хоров времен царя Давида, умерший в его царствование (15:18-20).
  • «Мот ла бен» можно перевести как «на смерть сына». Вульгата использует именно такой текст: лат. «pro morte filii». При этом вполне возможно, что под указанным лицом подразумевается Авессалом.
  • Септуагинта содержит вариант греч. «ὑπὲρ τῶν κρυφίων τοῦ υἱοῦ» (калькированный перевод в церковно-славянском тексте: ст.-слав. «ѡ тáйныхъ сы́на»).
  • Ещё один вариант — надписание указывает на способ, мотив напева псалма по образцу песни, начинавшейся этими словами и не сохранившейся до позднейших времен.

Псалом написан по поводу победы, одержанной Давидом над сирийцами (первая часть псалма, 1-21 стихи) и нападения в это время на Иудею в южной части идумеев, которые производили громадные опустошения среди беззащитного населения, так как воины были тогда на севере под начальством Давида в борьбе с сирийцами.

Содержание

Первая часть псалма благодарственно-хвалебная. Давид обещает восхвалять Бога (2-4), так как Он защитил его от врагов и дал ему силу разрушать их города (4-7). В этой победе обнаружился суд Бога над языческим народом в защиту праведника. Так как Бог вечен, то и всегда угнетаемый праведник найдет в Нем защиту (8-11). За оказанную помощь нужно вечно восхвалять Живущего на Сионе (12-13). Пусть Господь ту помощь, которую в настоящую войну оказал Давиду, продлит ему и на будущее время; пусть погибнут все языческие народы, забывающие Бога, пусть в грозном Его суде над ними познают, что «человеки они» (14-21). Вторая половина псалма — просительного содержания. Почему Ты, Господи, даешь нечестивому успех, когда он не верит в Промысл Твой на земле, самоуверен в своей мощи, а в поступках стремится к тому, чтобы возможно более причинить разными хитрыми действиями и засадами вреда бедному праведнику (22-32). Восстань, Господи, на защиту угнетенных и покарай неверие в Тебя нечестивых (33-34) Ты видишь, как велики страдания праведного; накажи нечестивого и тем заставь людей бояться не человека, но Твоего праведного суда (35-39).

Использование

В православной традиции 9-й псалом является первым среди псалмов второй кафизмы.

Арсений Каппадокийский рекомендует чтение псалма от демонических кошмаров во сне и искушений днём[1].

Примечания

В Викитеке есть тексты по теме
Псалом 9
  1. преподобный Арсений Каппадокийский «О чтении Псалтири в разных случаях»
При написании этой статьи использовался материал из Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (1891).
При написании этой статьи использовался материал из издания «Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А. П. Лопухина» (1903—1914).

Псалом 9.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29