Исчезнувший город
Пустозёрск
Показать/скрыть карты
|
Пустозёрск — исчезнувший город в нижнем течении Печоры, в Заполярном районе Ненецкого автономного округа. Находится в 20 км от нынешнего города Нарьян-Мар.
Пустозёрск стал первым русским городом за Полярным кругом и одним из главных форпостов России в освоении Севера и Сибири. С XVIII века постепенно терял своё значение. В 1924 году потерял статус города, окончательно покинут в 1962 году.
Пустозёрск был основан осенью 1499 года по указу князя Ивана III военной экспедицией, возглавлявшейся воеводами Семёном Курбским, Петром Ушатым и Василием Заболотским-Бражником. Острог был заложен на одном из рукавов дельты Печоры в 100 км от её устья, на мысу озера Пустое (другие названия — Городецкое, Кормчее).
В течение почти трёх веков (до 1780 года) Пустозёрск был административным, торговым, культурным и религиозным центром Печорского края. В Пустозёрске было воеводство, располагались приказная изба, таможня, несколько церквей, торговые лавки, дом для «рудознатцев», кабак. В городе жили чиновники и военные, нёсшие государеву службу, Поскольку здесь нет пахотных земель, население занималось рыбной ловлей, охотой, животноводством, промыслом морского зверя и торговлей. Согласно книге-платёжнице «Поморские Пустозёрские волости», датированной 1574—1575 годами, в Пустозёрске имелось «русских — 92, пермяцких — 52, а всего — 144 двора, а людей в них русаков и пермяков — 282 человека», то есть с учётом женщин и детей население города составляло до 500 человек. В городе были церкви, таможня, тюрьма, форт, магазины, амбары и др.
Город служил местом ссылки и заключения. Здесь содержались участники восстаний Кондрата Булавина и Степана Разина, «Соловецкого сидения». В Пустозёрск был сослан видный деятель старообрядчества протопоп Аввакум и его сподвижники, почитаемые старообрядцами как святые мученики. Здесь он написал своё «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум был казнён властями в Пустозёрске 14 апреля 1682 года, вместе со священником Лазарем, дьяконом Федором и иноком Епифанием, путём сожжения в срубе. На месте его казни в наше время (1991 год) старообрядцами древлеправославной Гребенщиковской общины из Риги поставлен «осмиконечный» лиственничный крест.
Среди других известных лиц, отбывавших ссылку в Пустозёрске, были дипломат и культурный деятель боярин Артамон Матвеев со своим сыном — Андреем Матвеевым, будущим сподвижником Петра I; князь Семён Щербатов; князь Иван Долгорукий; Сергей Алексеевич Пушкин, дальний родственник поэта. В 1729 году в Пустозёрск был прислан бывший иеромонах Симеон, родом грек — самозваный архиерей, пойманный в Москве. Вина его «такой важности имелась, что он по поимке в Москве в святейшем Правительственном синоде из допросу и из взятых у него писем явилось, будучи в Польше назвался сам архиереем, ходил по архиерейскому в мантии и в белом клобуке и отправлял в Могилёве и Луцке и Вильне божественные литургии, посвящая разных в диаконы, и благословил архимандрита и игумена и сочинял многие лживограмоты[1].
Когда были открыты более удобные южные пути в Сибирь через Уральские горы, путь по Печоре и северным морям утратил своё значение, и город постепенно приходит в упадок. Кроме того, рукав Печоры (Городецкий шар), на котором стоял город, начало постепенно затягивать песком. В 1762 году по указу Екатерины II была разобрана пустозёрская крепость, брёвна от которой приказано было «употребить на топление». В 1780 году вследствие реформ Екатерины II административный центр региона перемещается в город Мезень; туда из Пустозёрска переводится воеводская канцелярия и воинский гарнизон.
В 1924 году Пустозёрск теряет статус города, а в 1928 году перестаёт быть и центром сельсовета, утратив последние административные функции. На 1 января 1928 года в нём было 24 жилых дома и 183 жителя, в 1950 году — лишь 12 жилых домов. Пустозёрск был окончательно покинут в 1962 году, его последней жительницей была Аграфена Андроновна Кожевина.
В настоящее время в деревне Устье, стоящей в 5 километрах от Пустозёрского городища, сохранился перевезённый сруб пустозёрской церкви Преображения (1837 год). Постройка используется в хозяйственных целях, но сохраняет прежние очертания храма, трапезной и пятистенной апсиды. Это единственное храмовое строение, оставшееся от бывшего Пустозёрска. Крепкие жилые дома были разобраны и перевезены в деревню Устье и в город Нарьян-Мар, где продолжали использоваться как жильё. В одном из таких зданий располагается ныне Историко-культурный и ландшафтный музей-заповедник «Пустозёрск».
На территории бывшего Пустозёрска по инициативе доктора филологических наук Владимира Ивановича Малышева в 1964 году был установлен памятный знак — каменная стела, сложенная из камней фундамента разобранной к тому времени Преображенской церкви. В 1989 году на предполагаемом месте казни Аввакума и его сподвижников сооружён силами жителей Нарьян-Мара деревянный памятник, автором которого стал Михаил Фещук, впоследствии первый директор Пустозёрского музея. В 1991 году был образован Пустозёрский комплексный историко-природный музей (ныне историко-культурный и ландшафтный музей-заповедник «Пустозёрск»)[2][3].
Согласно региональной программе «Создание музейно-туристического комплекса «Пустозерье», в деревне Устье в 2011—2015 годах появится реконструированный деревянный острог с башнями образца XVI века, дом воеводы, съезжая изба, будет проведена реконструкция дома жителя Пустозёрска XIX века[4].
27 апреля 2012 года старообрядцами-поморцами рядом с памятным крестом были освящены часовня и трапезная в память пустозёрских великомучеников[5].
Иногда встречается неправильное произношение и написание названия через «е» («Пустозерск»). В соответствии с наиболее авторитетными орфоэпическими и топонимическими словарями русского языка, топоним «Пустозёрск» (и производные) пишется через «ё»:
Портал «Ненецкий автономный округ» |
Пустозёрск.