Пятилетки СССР | |||
Первая пятилетка (1928—1932) | |||
Вторая пятилетка (1933—1937) | |||
Третья пятилетка (1938—1942) | |||
Четвёртая пятилетка (1946—1950) | |||
Пятая пятилетка (1951—1955) | |||
Шестая пятилетка (1956—1960) | |||
Седьмая пятилетка (1959—1965) | |||
Восьмая пятилетка (1966—1970) | |||
Девятая пятилетка (1971—1975) | |||
Десятая пятилетка (1976—1980) | |||
Одиннадцатая пятилетка (1981—1985) | |||
Двенадцатая пятилетка (1986—1990) | |||
Тринадцатая пятилетка (1991—1995) | |||
См. также | |||
Госплан СССР | |||
Экономика СССР | |||
Плановое хозяйство | |||
Индустриализация СССР | |||
Великие стройки коммунизма
|
Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР или Пятилетки были предназначены для быстрого экономического развития Советского Союза. Планы разрабатывались централизованно в общенациональном масштабе специально созданным государственным органом (Госпланом СССР) под руководством Коммунистической партии Советского Союза.
Первый пятилетний план (1929-32) был разработан на основе Директив Пятнадцатого съезда ВКП(б), как продолжение и развитие идей долгосрочного плана ГОЭЛРО. Гл. задача 1-й пятилетки состояла в построении фундамента социалистической экономики и укреплении обороноспособности страны. План предусматривал задания и мероприятия, направленные на превращение СССР из аграрной в развитую индустриальную державу, на коллективизацию значительного числа крестьянских хозяйств. Работа по подготовке плана проходила в острой борьбе против троцкистов, отстаивавших лозунг «сверхиндустриализации», и правой оппозиции, требовавшей равнения на «узкие места» в народном хозяйстве, низких темпов развития, особенно отраслей тяжёлой промышленности.
Первые пятилетние планы формировались с целью быстрой индустриализации Советского Союза, и, следовательно, основное внимание в них уделялось тяжелой промышленности. Всего было 13 пятилетних планов.
Несколько пятилетних планов не занимали полностью предусмотренный для них промежуток времени (некоторые были успешно выполнены раньше срока, в то время как другие провалились и остались нереализованными). Первые пятилетние планы формировались с целью быстрой индустриализации Советского Союза, и, следовательно, основное внимание в них уделялось тяжелой промышленности. Всего было 13 пятилетних планов. Первый был принят в 1928, на пятилетний период с 1929 по 1933 год, и был выполнен на год раньше.
В 1959 году на XXI съезде КПСС был принят семилетний план развития народного хозяйства на 1959—1965 гг. В дальнейшем вновь принимались пятилетние планы.
Последний, тринадцатый Пятилетний план был рассчитан на период с 1991 по 1995 год и не был выполнен из-за распада Советского Союза в 1991 году и последовавшего за этим перехода к рыночной децентрализованной экономике.
Госплан СССР начал составлять пятилетние планы и контролировать их соблюдение с 1928 года .
Период реализации | Порядковый номер | Наименование документа | Утвержден |
---|---|---|---|
1928—1932 | I пятилетний план | Директивы по составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства | XV съезд ВКП(б) в 1927; Принят V Всесоюзным съездом Советов в 1929 |
1933—1937 | II пятилетний план | Резолюция «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР» | XVII съезд ВКП(б) в 1934 |
1938—1942 | III пятилетний план — сорван началом Великой Отечественной войны | Резолюция XVIII съезда ВКП(б) по докладу тов. Молотова | XVIII съезд ВКП(б) в 1939 |
1946—1950 | IV пятилетний план | Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства (на 1946—1950 годы) | первой сессией Верховного Совета СССР 18 марта 1946 |
1951—1955 | V пятилетний план | Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР | XIX съезд КПСС в 1952 |
1956—1960 | VI пятилетний план — не был завершён, был принят Семилетний план на период с 1959 по 1965 годы | Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР | XX съезд КПСС в 1956 |
1959—1965 | Семилетний план | Директивы по семилетнему плану развития народного хозяйства СССР | XXI съезд КПСС в 1959 |
1966—1970 | VIII пятилетний план | Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР | XXIII съезд КПСС в 1966 |
1971—1975 | IX пятилетний план | Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР | XXIV съезд КПСС в 1971 |
1976—1980 | X пятилетний план | Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 гг. | XXV съезд КПСС в 1976 |
1981—1985 | XI пятилетний план | Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 гг. и на период до 1990 г. | XXVI съезд КПСС в 1981 |
1986—1990 | XII пятилетний план | Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на перспективу до 2000 года | XXVII съезд КПСС в 1986 |
1991—1995 | XIII пятилетний план | Не был реализован в связи с распадом СССР |
Первый пятилетний план в России был подготовлен в 1907 году Министерством путей сообщения Российской империи. Деловые круги «горячо приветствовали этот почин» (национальный капитал тоже пытался избежать перспективы быть «переваренным» западным капиталом). Более широкие комплексные планы стала вырабатывать «Междуведомственная комиссия для составления плана работ по улучшению и развитию водяных сообщений Империи», которая работала в 1909—1912 годы. Приоритетом в этой плановой работе были внутренние потребности транспорта России. Так был подготовлен второй пятилетний план — капитальных работ на 1912—1916 годы. Реализация его была объективно не возможна по причине экономической слабости национальной буржуазии в условиях феодального государства, решения в котором принимало дворянство (землевладельческая аристократия) в интересах дворянства. Внешней причиной послужила начавшаяся летом 1914 года Первая мировая война, разорительная для экономики Российской империи.
Пятилетки СССР.