Рождение свыше (возрождение) — особое Божье действие, посредством которого Он «обновляет человеческое сердце — мертвое по причине грехопадения — к жизни».[1] Евангельские протестанты считают, что рождение свыше происходит одновременно с покаянием и обращением к Богу и характеризуется коренной переменой «во внутреннем содержании жизни», в сердце (чувствах), «в нравственных стремлениях души».[2]
Рождение свыше является необходимым условием Божьего усыновления и вхождения в Царство Божие: благодаря ему человек становится дитем Божиим, причастником Божественного естества и храмом Духа Святого.[3]
Понятие «рождение свыше» происходит от слов Иисуса Христа в разговоре с иудейским раввином Никодимом. Иисус говорит Никодиму, что рождение свыше - обязательное условие вхождения человека в Царство Божие (спасения души).
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Ин.3:3-5)
|
В разных христианских конфессиях слова «родится свыше» понимаются неодинаково. В православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях традиционно считается, что «рождение свыше», «рождение от воды и Духа» происходит при совершении таинства крещения.
Например, византийский богослов Феофилакт Болгарский, в православии отнесенный к «Отцам Церкви», в комментарии на отрывок из Библии, передающий разговор Иисуса с Никодимом, писал:
|
В евангельско-баптистском богословии водное крещение и рождение свыше — события совершенно разные. Например, по мнению известного баптистского богослова Платона Харчлаа, православный взгляд «противоречит другим местам Писания, в которых сказано, что спасение дается только по вере».[5]
У баптистов распространено мнение, что Христос в разговоре с Никодимом не говорит о водном крещении в современном христианском понимании. Напомним, что ко времени разговора Иисуса с Никодимом существовало лишь крещение Иоанна Крестителя, которое представляло собой иудейский обряд ритуального очищения «твила», знаменующий веру в грядущего Мессию и покаяние во грехах.
|
Поэтому в евангельско-баптистском богословии принято считать, что рождение свыше происходит при покаянии и уверовании во Христа под воздействием Духа, но не при водном крещении.
Разное понимание этого отрывка обуславливает конфессиональную разницу, например, в вопросах о крещении детей или крещении взрослых без серьезной катехизации. В православии это допустимо, поскольку «крещение возрождает», в баптизме — нет, потому что «ни младенец ни взрослый, не знающий азов веры, не сможет покаяться и возродиться».
В то же время в евангельско-баптистском богословии это не означает, что Царство Небесное закрыто для детей. Так, в «Изложении евангельской веры или Вероучении евангельских христиан» (составленном И. С. Прохановым в 1910 году) говорится:
|
Согласно «Веручению ЕХБ 1985-го года», истинными признаками возрождения является полная перемена жизни, ненависть ко греху, любовь к Господу и к Церкви, и жажда общения с Ним, стремление к уподоблению Христу и исполнению воли Божией.[3]
|
При этом люди, пережившие рождение свыше, имеют об этом внутреннее свидетельство от Духа Святого. Они знают, являются детьми Божьими и наследниками вечной жизни.[3]
Рождение свыше.