Рокабилли | |
Направление: | |
---|---|
Истоки: |
кантри, вестерн-свинг, хонки-тонк, ритм-н-блюз, буги-вуги, аппалачская народная музыка |
Место и время возникновения: |
начало-середина 1950-х, США |
Годы расцвета: |
1950-е |
Родственные: | |
кантри-рок, сёрф-рок, нео-свинг |
|
Производные: | |
готабилли, сайкобилли, сёрфабилли, трэшабилли, панкабилли[1] |
Рокабилли (англ. rockabilly) — музыкальный жанр, разновидность рок-н-ролла, испытавшая сильное влияние кантри и блюза и ориентированная на белую публику. По сути, рокабилли является прародителем современного рока. Термин «рокабилли» происходит от слов «рок» и «хилбилли»(одно из названий музыки кантри). Рокабилли зародился в южных штатах США в начале-середине 1950-х гг. Центром развития рокабилли стала студия Sun Records в г. Мемфис (Теннесси). С появлением Элвиса Пресли, который начал исполнять рок-н-ролл с ярко выраженными элементами кантри-н-вестерн и ритм-н-блюза стиль обрёл массовую популярность. Помимо Пресли крупнейшими мастерами этого направления были Билл Хейли («Rock Around the Clock»), Джонни Кэш («Folsom Prison Blues»), Рой Орбисон («Only the Lonely»), Карл Перкинс («Blue Suede Shoes»), Ванда Джексон («Hard Headed Woman»), Джерри Ли Льюис («Great Balls of Fire»), Бадди Холли («Peggy Sue»), Джин Винсент («Be-Bop-A-Lula»), Эдди Кокран («Summertime Blues»), Рики Нельсон («Be Bop Baby»), Джонни Бёрнетт (Johnny Burnette), Чарли Фезерз (Charlie Feathers), Мэк Кёртис (Mac Curtis), Сонни Фишер (Sonny Fisher) и др. Под влиянием данного направления в Великобритании сформировались такие группы, как The Beatles и The Rolling Stones, которые стали играть более энергичный и инструментально насыщенный рок. Так называемое «британское вторжение» этих групп на американский рынок в 1964—1965 годах положило конец популярности рокабилли в Америке.
С конца 70-х годов началось возрождение массового интереса к рокабилли (Stray Cats, Дейв Эдмундс и др.). За последние 30 лет приверженцы данного направления оформились в специфическую субкультуру. Группы, исполняющие рокабилли и его вариации, существуют практически в каждом европейском и американском городе и успешно гастролируют в небольших клубах. На фестивалях такой музыки, проходящих в различных странах мира, собирается до 10000 человек. Сейчас рокабилли находится в состоянии устойчивой востребованности.
Содержание |
Первая волна рокабилли, прокатившаяся по миру сразу после рождения этой музыки, пришлась на середину 50-х годов. Уже на её исходе в 1964 году в Латвии появляется ансамбль «Архив», возглавляемый Питом Андерсоном. Этот коллектив может претендовать на звание пионера рок-н-ролла в Советском Союзе. Он же был первым в СССР, выпустившим пластинку с кавер-версиями ранних рок-н-ролльных хитов, было это в конце 80-х. В настоящее время Пит Андерсон активно гастролирует по Европе и является весьма востребованным артистом. Начиная с 1960-е годов рок-н-ролл исполнялся и в Эстонии (таллинская группа «Оптимисты»), а с 1970-е гг. рокабилли играли такие эстонские группы как Кукерпиллид, Рок-Отель, Доктор Фридрих, Апельсин. C 1980-х гг. появляются команды, играющие подобную музыку в Ленинграде (Стандарт) и в Москве (Мистер Твистер, Браво, ранний Ва-БанкЪ)[2]. Но у большинства из них интерес к возрождению рокабилли был не всегда последовательным, поэтому лишь московский Мистер Твистер[3] может претендовать на звание первой команды, игравшей настоящее неорокабилли. Ленинградские Swindlers (ныне проживающие в Копенгагене) и Meantraitors, начав во второй половине 1980-х гг. с исполнения англоязычного неорокабилли, стали в СССР первопроходцами экстремального рокабилли — сайкобилли. Бум рокабилли и сайкобилли начался чуть позже, в конце 80-х — начале 90-х, когда появляются многочисленные рокабилли-группы в Москве (Старое такси, Бриолиновая Мечта, Гавайские острова, Всё в порядке, мама, Старая Гвардия), и рокабилли- и сайкобилли-группы в Ленинграде (Scary B.O.O.M., Filibusters,The Rattlesnakes, Mad Fish, Sunstrokers, Starlings, Rattlin' Shakers). Meantraitors даже выпустили пластинку на фирме Стаса Намина SNC Records, что в те годы удавалось далеко не многим представителям жанра. На сегодняшний день Meantraitors и Swindlers постоянно работают и живут в Западной Европе, вполне гармонично влившись в мировое рокабилли/сайкобилли-движение.
В настоящее время волна рокабилли в России уверенно поднимается, значительная часть российских групп сосредоточена в Санкт-Петербурге и Москве, остальные разбросаны по всей стране. Основными столпами питерского рокабилли в настоящее время являются группы The Big Livers, The Spootniks (ака Cadillacs), Las-Vegas Combo, группа КРЕКЕРС (рокабилли на русском). Эти команды уже в течение многих лет выступают на рокабилли сцене в Петербурге.
В Москве это: Diamond Hand, Alligators, Gagarin Brothers, Great Pretenders, The HiTONES, [1], в Волгограде — Banderlogi, в Туле — JACKKNIFE Rockabilly Trio. Они записывают альбомы, которые выпускаются не только российскими, но и западноевропейскими лейблами, выступают на международных фестиваля A-bombers «Old Style Weekend» (Diamond Hand), Screamin', Украбилли и т. п. На российской сцене также заметны Red Elvises (РФ-США).
В Европе и в России основными танцами, исполняемыми под рокабилли, являются линди-хоп, джиттербаг, стролл, [2], в Санкт-Петербурге [3], в Киеве, где имеется большое количество исполнителей и мест для танцев.
Кантри | |
---|---|
Альт-кантри · Australian country · Bakersfield sound · Блюграсс · Кантри-фолк · Кантри-поп · Кантри-рок · Кантри-рэп · Кантри-соул · Хонки-тонк · Lubbock sound · Nashville sound · Neotraditional country · Outlaw country · Progressive country · Red Dirt Music · Рокабилли · Western swing · Texas country music |
|
Рокабилли.