Ромува

Символ Ромувы

Ромува (лит. romuva «святилище, место культа») — литовская неоязыческая организация, ставящее своей целью возрождение балтских языческих верований. Мировоззрение, обряды и праздники заимствуются из литовских народных традиций, некоторые обряды реконструируются на основе живых этнографических и письменных исторических источников.

Лидер общины — Йонас Тринкунас (lt:Jonas Trinkūnas), избранный в октябре 2002 года верховным жрецом (лит. krivis). По данным всеобщей переписи населения 2001 года, последователей традиционных верований балтов в Литве насчитывается 1270 человек.[1] В это число кроме членов Ромувы входят и участники других языческих общин.[2]

Содержание

История

Ритуал возле памятника Гедимину в Вильнюсе

В 1967 году студентами Вильнюсского университета была образованна первая неоязыческая община. В то время открыто исповедовать любую религию было сложно, поэтому название было изменено на ramuva и община позиционировала себя как группа, занимающаяся фольклорной традицией. Народные литовские песни были и остаются главной составляющей любого неоязыческого обряда. Для их сбора участниками проводились краеведческие экспедиции по всей республике, посещались древние городища и святилища, отмечались неоязыческие праздники. Проведение праздника Расос на Кернавском городище в 1967 году считается датой рождения Рамувы. Община быстро набирала популярность. В 1971 году Рамува была запрещена, несколько активистов получили тюремные сроки за антисоветскую деятельность. Йонас Тринкунас был исключен из университета с запретом заниматься преподавательской работой. Был ужесточен контроль за краеведческой деятельностью. В 1989 году Ромува была восстановлена, в 1991 — зарегистрирована как религиозная организация. В 1998 году в Вильнюсе прошел первый Мировой конгресс этнических религий(en:World Congress of Ethnic Religions). В 2001 году было подано прошение в Сейм придать Ромуве статус традиционной религиозной организации Литвы, однако не удалось собрать нужного количества подписей (50 000), поэтому в статусе было отказано. В том же году мэр Вильнюса разрешил устроить каменный жертвенник и проводить обряды в центре города — в парке возле Замковой горы. В 2002 году открыт постоянный обрядовый комплекс в деревне Дворцишкес.

Ромуву охотно приглашают на этнографические фестивали в Литве и за рубежом, на проведение свадеб, крестин, похорон, часто вместе с католическими священниками. Подразделения общины действуют в США и Канаде[3], ведется сотрудничество с неоязычниками других стран, как западных так и восточных, проводятся совместные обряды.

Принципы Ромувы

Особые черты Ромувы

  • Ромува позиционируется своими адептами как «религия земледельцев». Такие культы также часто называются хтоническими. Это означает, что в отличие от прежней официальной религии воинов, и в отличие от христианства, Ромува в первую очередь выделяет земные ценности, первенство и уважение отдаётся женщине, богиням. В этом аспекте Ромува является скорее феминистской религией.
  • Кроме того, Ромува отдаёт первенство святости материальной природы, Земли, поэтому трансценденция — небо — теряет свою исключительную важность, хотя и не лишается её полностью
  • Ромува — религия, развивающая национальное искусство. Участники обрядов Ромувы становятся не наблюдателями, а участниками — они должны петь, танцевать, изготавливать обрядовую атрибутику, активно принимать участие в ритуалах. Ромува — религия танца, музыки, ремесла.

Основные боги и духи Ромувы

Боги

  • Габия — богиня огня, хранительница домашнего очага, богиня культуры, семьи, мира, дома, хозяйства
  • Лайма — богиня рождения и судьбы, сопровождающая человека всю его жизнь. При рождении человека, Лайма предлагает ему несколько жизненных путей, из которых человек выбирает себе свой. Он ответственен за свой выбор.
  • Жямина — богиня, снабжающая человека необходимыми ему жизненными силами, мать.
  • Милда (Аушрине) — богиня любви, красоты, молодости, идеал девушки.
  • Сауле — покровительница света, жизни, добра.
  • Перкунас — бог атмосферы, силы, здоровья, обычаев, законов и нравственности. Бог государства, отец.
  • Йорис — бог пробуждающейся весной природы. Ромува считает его Весенним Перкунасом.
  • Диевас — бог знаний, неба, света, жизни, материальной культуры, дома, творец мира, отец. Другие имена: Праамжюс, Сотварас, Пракоримас, Андоюс.
  • Вяльняс (Пикуолис, Кялмас, Блукас, Пинчюкас) — бог смерти, разума, творец мира, бог дикой природы
  • Гильтине — богиня смерти.

См. также

Ссылки

  • официальный сайт общины
  • Ромува на сайте российских неоязычников «Славия»
  • Ромува на сайте всемирного конгресса этнических религий

Примечания

  1. Жители Литвы: структура и демографическое развитие. С. 77.  (лит.)
  2. Renatas Delis Движение неоязычества в пост-советской Литве — альтернативный литовский характер как ответ на модернизацию?  (англ.)  (лит.)
  3. Сайт канадского подразделения Ромувы


Ромува.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29