Ростовский метрополитен |
|
официальной эмблемы пока нет | |
Информация | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия |
? 2020 - первый пусковой участок |
Длина линий |
11,7 км (первый пусковой участок 8 км) |
Количество станций |
8 (первый пусковой участок 6) |
Количество линий |
1 (планируется; всего в проектах 5 линий) |
Пассажиропоток за день |
400 тыс. (первая линия, ожидается) |
Пассажиропоток за год |
130 млн. (первая линия, ожидается) |
Схема линий | |
Схема линий Ростовского метрополитена |
Ростовский метрополитен — предполагаемая система метрополитена в Ростове-на-Дону. Первоначально проектировался в 70-80-е годы XX века; из-за событий, связанных с распадом СССР, работы по проектированию были свёрнуты. В 2008 работы по созданию метро были возобновлены, в 2011 ожидалось начало строительства, в 2020 — пуск первой линии. Позднее начало строительства было перенесено на 2014[1] год. Должен стать 11-м метрополитеном в России, первым на Юге России и 21-м в СНГ.
Содержание |
К концу эпохи социализма и СССР, после отказа от идеи строительства наземной городской электрической железной дороги, были проведены геолого-изыскательские работы и составлено технико-экономическое обоснование для строительства в течение 8-ми лет первого участка линии метрополитена из 8-ми станций в пределах центра по направлению запад-восток от вокзала до Сельмаша. Подготовительные работы для строительства практически не начинались.
Версией для широких масс населения о невозможности строительства являлись «грунтовые воды», однако имеются примеры строительства метрополитена в более сложных геологических условиях как то, к примеру, Петербургский метрополитен. Иная версия — невыделение Ростову-на-Дону денежных средств центральными властями по различным политическим причинам[2].
В настоящее время завершено формирование предпроектной документации, действует муниципальное казенное учреждение «Управление Метро Ростова» и рабочая группа под председательством мэра города Михаила Чернышёва.
В ноябре 2008 года ожидалось объявление конкурса на предпроектную проработку обоснования инвестиций и корректировку документации, разработанной в прошлом веке, с учётом нового генплана развития Ростова-на-Дону. Подведение итогов конкурса планировалось провести в начале 2009 года, в 2011 предполагалось представить Правительству РФ обоснование инвестиций технико-экономического обоснования первой очереди постройки.[3]
В апреле 2009 года администрация города объявила, что аукцион на право проведения предпроектных работ будет проведён в мае этого же года.[4]. Конкурс был проведён в июне, его выиграла компания «Метрогипротранс»; хотя точная сумма контракта является засекреченной, из бюджета города на эти цели было запланировано выделить 116 млн руб. Сроки представления проектной документации в Правительство были перенесены на 2013 год.
В мае 2010 года институт ОАО «Метрогипротранс» совместно с ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана города Москвы» подготовили предложения по трассам будущего ростовского метрополитена. Разработанное обоснование инвестиций в строительство метрополитена в Ростове-на-Дону было представлено на рассмотрение в государственную экспертизу и получило положительное заключение 21 февраля 2011 года. В 2012 году планируется выполнить проект планировки и межевания территории для размещения первой линии ростовского метрополитена, инженерно-геологические изыскания, и, далее, приступить к разработке проектной документации на строительство с заявленной стоимостью 950 миллионов рублей[5][6]. В случае открытия финансирования начало производства работ возможно в 2014 году.
Предполагается, что строительство будет проходить при помощи современных тоннелепроходческих комплексов со скоростью около 300 метров в месяц[7]. В Сочи ростовский губернатор представил проект метро (4 линии, кольцевая)[8]
В июле 2012 года сообщено, что строительство начнётся в 2014 году, в 2018 пуск, длина линии составит 15 км[9].
С возобновлением планирования в 2008 году были определены две первоочередные линии метро. Предполагается, что первая линия пройдёт с запада на восток Ростова, связав 100-тысячный новый Левенцовский район с центром города. Вторая линия должна связать север и центр города.[10]
В 2011 году внесены изменения в Генеральный план города и тем самым официально утверждена схема линий метрополитена Ростова-на-Дону, представленная 5-тью предполагаемыми линиями[11]: 3-мя диаметральными «Запад — Северо-Восток», «Север — Юг», «Северо-Запад — Восток»; 1 полукольцевой (широтной) линией, проходящей через периферийные районы города, и 1 дополнительной (хордовой) линией «Ростов-Главный — Сельмаш».
Ростовский метрополитен Первая линия, 1-я очередь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Ещё в апреле 2009 года администрация города сообщала о том, что маршрут первой линии окончательно не выбран.[12] Однако, в мае 2010 года было объявлено, что первой окончательно решено строить линию «Запад — Северо-Восток». Эта линия метро должна разгрузить страдающий от автомобильных пробок центр города.[13]
Первоочередной участок линии, как ожидается, будет проложен под проспектом Стачки, пройдёт через железнодорожный вокзал и далее «отразит» под землей направление главной улицы Ростова — Большой Садовой. Из-за непростого ростовского рельефа вагоны метро, выныривая из-под земли по направлению к Привокзальной площади, будут мчаться по эстакаде высотой 17 метров, а в районе Театральной площади — «зарываться вглубь» на 33 метра.[14] В направлении Левенцовского района, возле ТЭЦ-2, планируется строительство электродепо для линии.
Полная строительная длина участка линии «Запад — Северо-Восток» от станции «Улица Малиновского» до станции «Нахичеванская», как предполагается, составит 14,93 км. На указанном участке линии будет 8 станций, её эксплуатационная длина — 11,7 км. Время проезда по линии — 17 минут 33 секунды. Первый этап строительства первой линии «Запад — Северо-Восток» будет иметь 8 километров и 6 станций — от станции «Улица Малиновского» до станции «Ворошиловская»[15].
В дальнейшем линия предположительно будет продлена на северо-восток в район Сельмаша и на запад далее вглубь Левенцовского района, полная длина линии составит порядка 22 км с размещением 14 станций.
Стоимость строительства 1-ой очереди первой линии оценивается в 76,6 миллиардов рублей в ценах по состоянию на 4 квартал 2010 года[16].
По данным, обнародованным МКУ «Управление Метро Ростова», открытие 1-го этапа строительства первой линии вполне реально к 2018 году[17]. Однако, планируемый срок ввода в эксплуатацию 1-го этапа строительства всё же назначен на 2020 год.
На первой линии Ростовского метрополитена предварительно предусмотрено обращение четырехвагонных поездов из подвижного состава типа 81-740.4, 81-741.4 «Русич».
Стоимость проезда по линии метрополитена в ценах 2012 года оценивается в 18 рублей[18].
Ростовский метрополитен Вторая линия, 1-я очередь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Полная строительная длина участка линии «Север-Юг» от станции «Большая Садовая», на которой предусматривается пересадка на первую линию, до станции «Площадь Королева»[19] предполагается 9,9 км. Его эксплуатационная длина должна составить — 7,8 км, а время проезда по линии — 12,1 минут.На участке планируется разместить 6 станций:
Станция «Большая Садовая» — глубокого заложения (37 м), предлагается к расположению под Ворошиловским проспектом между улицей Большая Садовая и улицей Пушкинская[20]. Станция запланирована как одна из основных точек пассажирского назначения и отправления, а также как транспортно-пересадочный узел второй линии Ростовского метрополитена на первую линию и на наземный городской пассажирский транспорт, представленный автобусами и троллейбусами.
Станция «Площадь Гагарина» — глубокого заложения (41 м), предлагается к расположению под одноимённой площадью. Станция запланирована как один из основных внутренних пересадочных узлов Ростовского метрополитена - между второй, третьей и хордовой линиями[21].
Станция «Проспект Ленина» — глубокого заложения (38 м), предлагается к расположению под проспектом Нагибина на юг от проспекта Ленина[22].
Станция «Площадь Конституции» — глубокого заложения (38 м), предлагается к расположению под одноименной площадью, вдоль оси проспекта Нагибина в месте его пересечения с улицей Нариманова, планируется к открытию после 2025 года[23][24].
Станция «Площадь Космонавтов» — мелкого заложения (8 м), предлагается к расположению под проспектом Космонавтов к северу от одноименной площади, планируется к открытию после 2025 года[23][25].
Станция «Площадь Королёва» — мелкого заложения (10 м), предлагается к расположению под проспектом Космонавтов севернее площади Королёва, планируется к открытию после 2025 года[23][26].
В дальнейшем планируется продление линии на юг через реку Дон в город Батайск и на север на территорию Аскайского района Ростовской области. Полная длина линии, с учетом трассы по городу Батайск и территории Аксайского муниципального района, составит порядка 25 км с размещением 13 станций.
По материалам Генерального плана города, данная линия призвана обслуживать Октябрьский и Пролетарский районы города, в перспективе планируется продление линии в город Аксай. Предполагаемая длина линии «Северо-Запад — Восток», с учетом трассы по городу Аксай, составляет порядка 27 км с размещением 14 станций.
Данная линия планируется для связи между собой спальных районов города, как имеющихся, так и перспективных. Предполагаемая длина полукольцевой линии составляет порядка 25 км с размещением 13 станций.
По материалам Генерального плана города, линия «Ростов-Главный — Сельмаш» в перспективе призвана улучшить сообщения в центральной части города, организовав прямую связь указанных узлов через пл. Гагарина. Предполагаемая длина линии составляет порядка 7,3 км с размещением 6 станций.
Метрополитены России | ||
---|---|---|
Действующие | Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Новосибирск • Самара • Екатеринбург • Казань • Волгоград (метротрам) | |
Строящиеся | Омск • Челябинск • Красноярск | |
Проектируемые и планируемые |
Ростов-на-Дону • Воронеж (лёгкое метро) • Ульяновск (лёгкое метро) • Саратов • Уфа (наземное метро) | |
Отложенные и отменённые |
Уфа • Пермь • Владивосток • Хабаровск • Сочи (лёгкое метро) |
Это заготовка статьи о метро. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Ростовский метрополитен.