Русский буддизм

Перейти к: навигация, поиск
Колесо Дхармы. Рисунок Баира Дугарова из дневника 1982 года

Русский буддизмбуддийское религиозное движение среди русских, принадлежащих небуддийскому культурному региону, основанное на буддийском Каноне и российской буддологии, представляет буддизм в целом, объединяя все направления и школы буддизма.

История

Бидия Дандарон

Дандарон Бидия Дандарович

Дхармараджа Бидия Дандарон (19141974) — бурятский буддолог и буддийский духовный наставник.

Начало положено Дандароном в 1965 году с проповеди Дхармы европейцам. Вокруг Дандарона сформировалась община, в которую входили несколько десятков человек из Ленинграда, Москвы, Тарту, Вильнюса. В Ленинграде Дандарон создал буддийскую общину, за что в 1972 году был арестован[1]. Исповедание буддизма формально не противоречило принципу свободы совести советской Конституции. Однако власти мирились только с верой тувинцев, бурят и калмыков. Представители прочих этносов, пытавшиеся объявить себя буддистами, воспринимались властями как потенциально опасный подрывной элемент[2]. В 1974 году Дандарон умирает в лагере в возрасте 60 лет. В 2004 году к 90-летию со дня рождения Дандарона и 30-летию со времени ухода в самадхи был воздвигнут и освящен субурган (мемориальная ступа). Среди его учеников, создавших позднее свои школы, преобладали русские, украинцы, жители Прибалтики[3]. Лозунг Дандарона: «Тантра — на Запад!»[4].

Владимир Монтлевич

Монтлевич Владимир Михайлович
Журнал «Гаруда»

Владимир Монтлевич (род. 1940) — искусствовед, тибетолог и буддолог. Главный редактор буддологического журнала «Гаруда»[5]. Высказал парадоксальное суждение: «Россия — буддийская страна»[6].

В начале семидесятых, будучи в Ленинграде, заглянул в Казанский собор. Меня встретил В. Монтлевич, он был хранителем буддийского уголка, который чудом уместился в недрах огромного Казанского собора. Здесь теперь размещался музей истории религии и атеизма. По винтовой лестнице мы поднялись наверх, и в помещении, сплошь обставленном буддийскими экспонатами, мне открылся мир восточных святынь, уцелевший от воинствующих безбожников тридцатых годов. Бронзовые лики тибетских богов, их гневные и милостивые ипостаси, рай Сукхавади с распускающимися цветами лотоса… Все это я видел впервые — настоящие шедевры буддийского искусства, наследие мастеров прошлого, преданное забвению из-за идеологических соображений.

Баир Дугаров. «Сутра мгновений»[7].

Бакула Ринпоче

Бакула Ринпоче (19172003) — основатель монастыря «Бэтувлин» в Улан-Баторе и Посол Индии в Монголии.

Первая встреча группы ленинградских буддистов с Бакулой Римпоче произошла 14 июня 1988-го года, когда он посетил город в составе делегации международного духовенства на праздновании 1000-летия крещения Руси. Тогда на встречу собрались 21 человек подпольных буддистов, молодежь пришая к буддизму в середине 80-х, из которых одни считали своим Учителем ламу Дарма-Доди из Иволгинского дацана, другие Дандарона. Ринпоче передал собравшимся Прибежище и ряд основных практик Авалокитешвары, Тары, Манджушри. Следующее учение Ринпоче в Петербурге состоялось летом 1989-го года — уже по приглашению организовавшейся буддийской общины, это стало первым и главным событием в ее жизни, а в 1990-м Ринпоче провел первую проповедь в Буддийском храме после возвращения его буддистам. В июне 1988 года в Иволгинском дацане, впервые в послевоенной России Бакула Ринпоче даровал посвящение класса ануттара-йога тантры — дженанг «Тайной практики Дамдина», на который с личного разрешения Ринпоче впервые были допущены русские (т.е. подпольные) буддисты. Следующим было посвящение Ямантаки в Иволгинском дацане в 1989 году на котором присутствовало 20 русских буддистов[8].

Данзан-Хайбзун Самаев

Данзан-Хайбзун Самаев (1954—2005) — настоятель дацана «Гунзэчойнэй» и депутат Народного Хурала республики Бурятия.

С его точки зрения, духовные искания россиян должны привести к «подлинно российскому буддизму», основанному на традициях школ Гелуг и наследии Дандарона, поскольку «русские, изучающие буддизм от иностранцев, — это что-то новое». Буддизм в России имеет большое будущее, так как, по мнению Самаева, «Вам не нужно ехать для обучения в Гималаи, так как есть Бурятия, а социальная нестабильность в современной России заставляет думать»[9].

Линии преемственности

Происходит из духовной традиции бурятского буддизма. Линии преемственности восходят ко времени строительства ступы Бодхнатх в Катманду, к событиям жизни Шакьямуни, проходят через окружение Падмасамбхавы, через круг Марпа-ламы.

Учение

Ключевой особенностью учения является скрытый, «внутренний» характер традиции. Ей не присуще открытое участие в политической и общественной жизни, нет массовых посвящений и публичных наставлений, адресованных широким массам людей. Основной акцент сделан на тантрическую практику, методы и результаты которой способны постичь лишь высокореализованные тантрики.

Русский буддизм и Необуддизм

Зачастую понятие «необуддизм» отождествляется с понятием «евро-буддизм» (европейский буддизм), а также «русский буддизм», одной из основ которого и считается учение Дандарона. Мотивируя тем, что буддизм, не знающий национальных границ, во все времена и в разных регионах Азии адаптировавшийся и приобретавший различные формы под влиянием местных традиций, может и должен быть преобразован на земле европейской, новые адепты буддийского учения приспосабливают под нужды европейского мышления различные религиозные направления и школы традиционного буддизма. «Русский буддизм» есть одна из форм «необуддизма»[10].

Буддийские общины

Шад Тчуп Линг

Шад Тчуп Линг

Шад Тчуп Линг (тиб. Bshad sgrub gling — «Место изучения и осуществления»[11]) — строящийся буддийский монастырь на горе Качканар в Свердловской области, основанный 1995 году ламой Санье Тензин Докшитом. В 2016 году власти хотели снести монастырь, т.к. он находится в санитарной зоне предполагаемого карьера для разработки Качканарского месторождения, но впоследствии отложили эти планы[12].

Сангъе Чхо Линг

Сангъе Чхо Линг (тиб. sangs rgyas chos gling — «место учения Будды») — этнически-русская буддийская община Ярославля[13]. Существует с декабря 2005 года.[14]. Председателем общины Б.С. Гречиным опубликован сборник эссе под названием "Апология русского буддизма". Книга поднимает вопросы существования буддизма внутри русской культуры, русской государственности, русской народности. [15]

Примечания

  1. «Русский буддизм — как это возможно?» // «Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России». / Отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. — М.; СПб.: Летний сад, 2002. — 488 с.
  2. Островская Е.А. «Буддийские общины Санкт-Петербурга». СПб., 2016.
  3. «Дандарон» // Православная Энциклопедия.
  4. «Тантра — на Запад! Необуддизм Бидии Дандарона». // Дискурс-Пи. — 2004. — № 1.
  5. «Монтлевич Владимир Михайлович» // Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период (1917-1991). Изд. подготовили Я. В. Васильков, М. Ю. Сорокина. СПб., 2003.
  6. «Русский рок буддизма: как философствуют голодом». // Классики глазами наших современников. — 2007. — № 1.
  7. «Сутра мгновений». // Байкал. — 2010. — № 1.
  8. «Повесть об Учителе. Бакула Ринпоче в России.» СПб., 2003.
  9. «Бурятия: евразийство в буддистском контексте.» // Русское ревью Кестонского Института.
  10. «Философские основы необуддизма Б.Д. Дандарона».
  11. Гора Качканар. Буддийский монастырь | НАШ УРАЛ. nashural.ru. Проверено 12 февраля 2016.
  12. Урале оказался под угрозой уничтожения — Meduza (ru-RU). Meduza. Проверено 12 февраля 2016.
  13. «О русском буддизме… и не только».
  14. Харитонова, Л.А. Духовная культура в культурно-историческом пространстве Ярославского края: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.В. Чекановой. - ISBN 978-5-9905580-1-4 - Ярославль, Изд-во ООО "Российские справочники", 2014. - С. 20
  15. [1] Гречин, Б.С. Апология русского буддизма. - ISBN: 978-1-3115512-7-6 - Ярославль, 2015

Ссылки

  • Фонд "Дхармарадж" им. Дандарона Б.Д.
  • Буддийская община Шад Тчуп Линг
  • Буддийская община Сангъе Чхо Линг

Примечания

Русский буддизм.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29