Русский буддизм — буддийское религиозное движение среди русских, принадлежащих небуддийскому культурному региону, основанное на буддийском Каноне и российской буддологии, представляет буддизм в целом, объединяя все направления и школы буддизма.
Дхармараджа Бидия Дандарон (1914—1974) — бурятский буддолог и буддийский духовный наставник.
Начало положено Дандароном в 1965 году с проповеди Дхармы европейцам. Вокруг Дандарона сформировалась община, в которую входили несколько десятков человек из Ленинграда, Москвы, Тарту, Вильнюса. В Ленинграде Дандарон создал буддийскую общину, за что в 1972 году был арестован[1]. Исповедание буддизма формально не противоречило принципу свободы совести советской Конституции. Однако власти мирились только с верой тувинцев, бурят и калмыков. Представители прочих этносов, пытавшиеся объявить себя буддистами, воспринимались властями как потенциально опасный подрывной элемент[2]. В 1974 году Дандарон умирает в лагере в возрасте 60 лет. В 2004 году к 90-летию со дня рождения Дандарона и 30-летию со времени ухода в самадхи был воздвигнут и освящен субурган (мемориальная ступа). Среди его учеников, создавших позднее свои школы, преобладали русские, украинцы, жители Прибалтики[3]. Лозунг Дандарона: «Тантра — на Запад!»[4].
Владимир Монтлевич (род. 1940) — искусствовед, тибетолог и буддолог. Главный редактор буддологического журнала «Гаруда»[5]. Высказал парадоксальное суждение: «Россия — буддийская страна»[6].
В начале семидесятых, будучи в Ленинграде, заглянул в Казанский собор. Меня встретил В. Монтлевич, он был хранителем буддийского уголка, который чудом уместился в недрах огромного Казанского собора. Здесь теперь размещался музей истории религии и атеизма. По винтовой лестнице мы поднялись наверх, и в помещении, сплошь обставленном буддийскими экспонатами, мне открылся мир восточных святынь, уцелевший от воинствующих безбожников тридцатых годов. Бронзовые лики тибетских богов, их гневные и милостивые ипостаси, рай Сукхавади с распускающимися цветами лотоса… Все это я видел впервые — настоящие шедевры буддийского искусства, наследие мастеров прошлого, преданное забвению из-за идеологических соображений.— Баир Дугаров. «Сутра мгновений»[7].
Бакула Ринпоче (1917—2003) — основатель монастыря «Бэтувлин» в Улан-Баторе и Посол Индии в Монголии.
Первая встреча группы ленинградских буддистов с Бакулой Римпоче произошла 14 июня 1988-го года, когда он посетил город в составе делегации международного духовенства на праздновании 1000-летия крещения Руси. Тогда на встречу собрались 21 человек подпольных буддистов, молодежь пришая к буддизму в середине 80-х, из которых одни считали своим Учителем ламу Дарма-Доди из Иволгинского дацана, другие Дандарона. Ринпоче передал собравшимся Прибежище и ряд основных практик Авалокитешвары, Тары, Манджушри. Следующее учение Ринпоче в Петербурге состоялось летом 1989-го года — уже по приглашению организовавшейся буддийской общины, это стало первым и главным событием в ее жизни, а в 1990-м Ринпоче провел первую проповедь в Буддийском храме после возвращения его буддистам. В июне 1988 года в Иволгинском дацане, впервые в послевоенной России Бакула Ринпоче даровал посвящение класса ануттара-йога тантры — дженанг «Тайной практики Дамдина», на который с личного разрешения Ринпоче впервые были допущены русские (т.е. подпольные) буддисты. Следующим было посвящение Ямантаки в Иволгинском дацане в 1989 году на котором присутствовало 20 русских буддистов[8].
Данзан-Хайбзун Самаев (1954—2005) — настоятель дацана «Гунзэчойнэй» и депутат Народного Хурала республики Бурятия.
С его точки зрения, духовные искания россиян должны привести к «подлинно российскому буддизму», основанному на традициях школ Гелуг и наследии Дандарона, поскольку «русские, изучающие буддизм от иностранцев, — это что-то новое». Буддизм в России имеет большое будущее, так как, по мнению Самаева, «Вам не нужно ехать для обучения в Гималаи, так как есть Бурятия, а социальная нестабильность в современной России заставляет думать»[9].
Происходит из духовной традиции бурятского буддизма. Линии преемственности восходят ко времени строительства ступы Бодхнатх в Катманду, к событиям жизни Шакьямуни, проходят через окружение Падмасамбхавы, через круг Марпа-ламы.
Ключевой особенностью учения является скрытый, «внутренний» характер традиции. Ей не присуще открытое участие в политической и общественной жизни, нет массовых посвящений и публичных наставлений, адресованных широким массам людей. Основной акцент сделан на тантрическую практику, методы и результаты которой способны постичь лишь высокореализованные тантрики.
Зачастую понятие «необуддизм» отождествляется с понятием «евро-буддизм» (европейский буддизм), а также «русский буддизм», одной из основ которого и считается учение Дандарона. Мотивируя тем, что буддизм, не знающий национальных границ, во все времена и в разных регионах Азии адаптировавшийся и приобретавший различные формы под влиянием местных традиций, может и должен быть преобразован на земле европейской, новые адепты буддийского учения приспосабливают под нужды европейского мышления различные религиозные направления и школы традиционного буддизма. «Русский буддизм» есть одна из форм «необуддизма»[10].
Шад Тчуп Линг (тиб. Bshad sgrub gling — «Место изучения и осуществления»[11]) — строящийся буддийский монастырь на горе Качканар в Свердловской области, основанный 1995 году ламой Санье Тензин Докшитом. В 2016 году власти хотели снести монастырь, т.к. он находится в санитарной зоне предполагаемого карьера для разработки Качканарского месторождения, но впоследствии отложили эти планы[12].
Сангъе Чхо Линг (тиб. sangs rgyas chos gling — «место учения Будды») — этнически-русская буддийская община Ярославля[13]. Существует с декабря 2005 года.[14]. Председателем общины Б.С. Гречиным опубликован сборник эссе под названием "Апология русского буддизма". Книга поднимает вопросы существования буддизма внутри русской культуры, русской государственности, русской народности. [15]
Русский буддизм.