Самоходная баржа Т-36

T-36 — советская самоходная танкодесантная баржа проекта 306. Длина по ватерлинии — 17,3 м, ширина — 3,6 м, высота борта — 2 м, осадка — 1,2 м. Водоизмещение — 100 т, 2 двигателя, скорость — 9 узлов.

Содержание

Дрейф в океане

17 января 1960 года в заливе острова Итуруп разыгрался сильный ураган; в 9 утра по местному времени ветром, достигавшим скорости 60 м/с, была сорвана со швартовки самоходная баржа Т-36. На её борту находилось четверо военнослужащих инженерно-строительных войск Советской Армии, приписанных к барже: младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов. Экипаж боролся со стихией десять часов; около 7 часов вечера мотористы доложили, что запасы топлива на барже заканчиваются. Зиганшин предложил выброситься на берег, но ни одна из трёх попыток результата не дала; одна из таких попыток привела к тому, что баржа получила пробоину. Волны достигали высоты в 15 метров; одной из таких волн, ударившей в рубку баржи, была выведена из строя радиостанция. Около 22:00 лишённую хода баржу вынесло в открытый океан.[1]

На берегу было известно о борьбе баржи со стихией, однако больше сообщений с баржи не поступало. Как только ветер несколько стих, солдаты прочесали берег. Обнаруженные обломки бочонка для питьевой воды, сметённого с палубы волной, дали основание считать, что баржа была потоплена ураганом. Поисковые работы были остановлены также и по причине запрета выхода в море спасательным и другим судам в связи с проводившимися в те дни ракетными стрельбами.[1][2]

На второй день дрейфа экипаж баржи провёл инвентаризацию запасов провизии. Их запасы составляли 15-16 ложек крупы, немного хлеба, банка консервов и некоторое количество картошки, которая находилась в машинном отделении, и в шторм оказалась пропитанной дизельным топливом.[1] Пресная вода имелась в системе охлаждения двигателей баржи; когда она закончилась, собирали дождевую.[3]

Скудные запасы еды со временем закончились. В пищу пошло всё, что хотя бы отдалённо напоминало съестное — кожаные ремни, несколько пар кирзовых сапог, мыло, зубная паста.[1] По воспоминаниям Зиганшина:

— Мы его порезали мелко, в лапшу и стали варить из него «суп». Потом сварили ремешок от рации. Стали искать, что ещё у нас есть кожаного. Обнаружили несколько пар кирзовых сапог. Но кирзу так просто не съешь, слишком жёсткая. Варили их в океанской воде, чтобы выварился гуталин, потом резали на кусочки, бросали в печку, где они превращались в нечто похожее на древесный уголь и это ели…[3]

Дрейф продолжался 49 дней. Люди теряли в весе до 800 граммов в день — Зиганшин, ранее весивший 70 кг, похудел до 40 кг.[3]

…В тяжелейших условиях солдаты смогли не только выжить, но и сохранить человеческое достоинство…[4]

7 марта истощённые и обессиленные люди были подобраны американским авианосцем «Кирсердж» в 1930 км от атолла Уэйк. Авианосец доставил военнослужащих в Сан-Франциско, где они были неоднократно интервьюированы, а также была устроена пресс-конференция, где члены экипажа Т-36, одетые в гражданские костюмы, предоставленные правительством США, отвечали на многочисленные вопросы, связанные с данным происшествием и с чудесным спасением. Губернатор Сан-Франциско вручил героям символический ключ от города.[3] Каждому из четверых было выдано по 100 долларов, которые они потратили во время экскурсии по городу. Затем военнослужащих отправили в Нью-Йорк, где они встретились с представителями советского посольства и неделю отдыхали на даче.[5] Из Нью-Йорка они отплыли на корабле «Куин Мэри» в Европу. Из Европы участников дрейфа, уже в военной форме, доставили в Москву, а затем, после медицинского обследования, их вернули в свою часть. Таким образом герои совершили кругосветное путешествие.

По возвращении домой им был организован торжественный приём, они были награждены орденами Красной Звезды и получили широкую известность (в том числе и в популярной культуре). Министр обороны Родион Малиновский подарил спасённым штурманские часы, «чтобы они больше не блуждали»; Асхату Зиганшину было присвоено внеочередное звание старшего сержанта, его именем названа улица в Сызрани.[3]

Отражение в искусстве

См. также

  • Линь Пэн — китайский моряк, проведший на спасательном плоту 133 дня

Примечания

  1. ↑ Документальный фильм «Их могли не спасти. Узники Курильского квадрата». Архивировано из первоисточника 12 марта 2012.
  2. Асхат Зиганшин: «Кожаные сапоги мне дарят до сих пор» (14 июня 2006). Архивировано из первоисточника 6 июня 2012.
  3. ↑ «Зиганшин-буги, Зиганшин-рок, Зиганшин съел второй сапог». Полвека назад четверо наших солдат потрясли мир, проведя в океане без питьевой воды и еды 49 суток (8 января 2010). Архивировано из первоисточника 12 марта 2012.
  4. Сергей Смолянников «Четверо смелых и сильных духом» Встреча с героями.. Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 27 июня 2011.
  5. «Зиганшин буги»: секрет таинственного спасения баржи Т-36. В 1960 году 17 января баржу с четырьмя солдатами унесло в Тихий океан. Через 49 дней обессиленных советских военных нашли американские моряки.. BaltInfo (17 января 2010). Архивировано из первоисточника 12 марта 2012.
  6. «Сорок девять дней»

Ссылки

  • http://www.shipmodelsbay.com/11gpw/gpw_t54.htm
  • http://www.kulichki.com/vv/pesni/surov-zhe-ty-klimat.html
  • http://www.ogoniok.com/archive/2002/4744/16-28-30/
  • http://www.history.navy.mil/wars/kearsage.htm
  • http://www.bulvar.com.ua/arch/2005/488-9/42246f4135d8b/


Самоходная баржа Т-36.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29