Сифиане

Шаблон:Гностицизм Сифиа́не (σηθιανοι, сетиане) — гностики, названные так по имени библейского патриарха Сифа (Сета), третьего сына Адама и Евы. Потомки Сифа (Сета), по мнению сетиан (сифиан), были носителями высшей мудрости. Впоследствии Сиф (Сет) воплотился на земле в виде Иисуса Христа:

… они хвалятся тем, что происходят от Сета, сына Адама …они даже называют его Христом и уверяют, что он был Иисусом. (Епифаний, Панарион, гл. XXXIX, 1–3)

Учение сифиан базируется на идее избранного духовного рода, который чужд творцу материального мира (Демиургу, Архонту, Иалдабаофу). Духовные потомки Сифа окружены материальными людьми - потомками братоубийцы Каина. Сифиане верят, что лишь Сиф был ребенком Адама и Евы, в то время как Каин является потомком Иалдабаофа, который соблазнил и насилием покорил жену первого человека. Злом считается не первородный грех, а смешение родов, которое является следствием неведения собственной духовной природы. Своей целью сифиане видят подлинное воскресение и вознесение из мира материи (неполноты - кеномы) в духовное царство Барбело (полнота - плерома).

Основными источниками для изучения сифиан являются сочинения христианских авторов Епифания Кипрского, Тертуллиана и Ипполита Римского, а также оригинальные гностические рукописи.

Содержание

Учение сифианского гностицизма

  • Сифиане верят в божественную Троицу Отца (Невидимого Духа), Матери (Барбело) и Сына (Самозарожденный);
  • Божественная Троица порождает эоны, которые составляют духовную плерому (πληρωμα). Сифианские тексты предлагают список уникальных для этой традиции священных имен эонов, светил и ангелов, которые, однако, отличаются от текста к тексту;
  • Существует реальность вне плеромы, которая именуется как хаос, бездна, тьма. Она возникает из-за падения одного из эонов, Премудрости (Софии), которая возжелала сотворить нечто сама, без одобрения Духа;
  • Плод желания Софии обретает форму «незаконнорожденного сына» и получает имена Иалдабаоф, Саклас, Самаэль. Сын Софии слеп к Отцу, он пребывает в тупости и неведении, когда приступает к творению материального мира, противоположного Духу;
  • София раскаивается в своей ошибке и стремится забрать «утраченный ею свет» обратно, т.е. восстановить целостность плеромы;
  • Сифиане считают себя духовными потомками Сифа, который почитается ими как небесный и земной покровитель и является образом Небесного Адама, Сына Человеческого, Самозарожденного Сына. Именно Сиф принял форму Иисуса Христа и является подлинным Спасителем;
  • Сифиане ассоциируют свои души с рассеянным в мире Демиурга светом. Они обретают освобождение посредством вознесения души из материального мира в царство плеромы, которое осуществляется благодаря совершению ритуала «Пять Печатей».

Учение сифианского гностицизма соответствует воззрениям гностических сект сифиан, барбелоитов, архонтиков и офитов, которые описаны христианскими апологетами, а также учению «гностиков-христиан», о которых критически отзываются неоплатоники Плотин и Порфирий.

Основные тексты сифиан

Впервые выделить сифианские тексты из группы оригинальных гностических трактатов предложил немецкий коптолог и религиовед Ганс Мартин Шенке (1929-2002 гг.). В настоящее время в группу сифианских текстов исследователи включают следующие рукописи:

Ранние тексты (конец I – начало II вв.):

  • Апокриф Иоанна (NHC II,1; III,1;IV,1; BG 8502,2)
  • Три Формы Первой Мысли (Троеобразная Протеннойя,NHC XIII,1)
  • Откровение Адама (NHC V,5)

Поздние тексты (середина II – начало IV вв.):

  • Священная Книга Великого Невидимого Духа (Евангелие Египтян, NHC III,2; IV,2)
  • Книга Аллогена- Чужеземца (Cod.Tch., 4)
  • Второе Слово Великого Сифа (NHC VII,2)
  • Ипостась Архонтов (NHC II,4)
  • Мысль Нореи (NHC IX,2)

Христианские апокрифы (середина II – начало III вв.):

  • Евангелие Иуды (Cod.Tch., 3)
  • Мелхиседек (NHC IX,1)

Неоплатонические сифианские тексты (конец II – начало IV вв.):

  • Зостриан (NHC VIII,1)
  • Три Стелы Сифа (NHC VII,5)
  • Аллоген-чужеземец (NHC XI,3)
  • Марсан (NHC X)

NHC - бибилиотека Наг-Хаммади

BG - Берлинский Коптский Папирус 8502

Cod.Tch - Кодекс Чакос

Три ранних гностических текста содержательно не противоречат, а дополняют друг друга. Поздние тексты представляют собой развитие ранней традиции и в деталях отличаются как друг от друга, так и от ранних рукописей. «Евангелие Иуды» и «Мелхиседек» представляют собой христианские апокрифы, которые лишь упоминают некоторых персонажей сифианской мифологии. Последняя группа представлена четырьмя текстами, которые не содержат христианских воззрений и используют язык философии неоплатонизма.

Ряд рукописей из гностических кодексов имеют спорный статус. Так теология «Послания Евгноста» (NHC III,3; V,1) напоминает учения «Апокрифа Иоанна» и «Аллогена-чужеземеца», однако, все же, отличается от них в существенных аспектах. Между тем, имя Евгност упоминается в «Священной Книге Великого Невидимого Духа». «Гром. Совершенный Ум» (NHC VI,2) не является гностическим гимном, однако некоторые пассажи идентичны гимну Спасителю в конце длинной версии «Апокрифа Иоанна», а также гимну Барбело в «Трех Формах Первой Мысли». «Парафраз Сима» (NHC VII,1) содержит как элементы сифианского, так и валентинианского учения, однако отрицает крещение и предлагает оригинальную теологию. Рукопись «О происхождении Мира» (NHC II,5; XIII,2) представляет собой пространное эссе, которое сочетает сифианские, валентинианские и манихейские сюжеты, религиозно-мистические концепции. Ряд текстов, как например Гипсифрона (NHC XI,4) слишком малы по объёму или фрагментарны, чтобы адекватно реконструировать их содержание.

Примечания


Литература

  • Переводы коптских гностических текстов на русский язык
  • Schenke H.M. Das Sethianische System nach Nag-Hammadi-Handschriften. - Berlin: Studia Coptica, 1974 (русский перевод Д. Алексеева)
  • М.Ю. Оренбург. Сифианский гностический миф в свете психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда // "Религиоведение" № 2, 2010 г.
  • Е.В. Родин. Гностический этос

Сифиане.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29