Международный аэропорт «Слатина»
|
||
Страна: Регион: |
Сербия Косово |
|
Тип: | гражданский/военный | |
Код ИКАО: Код ИАТА: |
LYPR PTN |
|
Высота: Координаты: |
545 |
|
Пассажирооборот (год): | 1200000 | |
Местное время: | UTC +1 | |
Время работы: | круглосуточно | |
Эксплуатант: | Международный Аэропорт Приштины «Adem Jashari» | |
Сайт: | airportpristina.com
|
|
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
---|---|---|
Номер | Размеры | Покрытие |
17/35 | 2500x45 м | асфальтобетон |
Список аэропортов |
Аэропорт «Слатина» (Международный Аэропорт Приштины «Адем Яшари», (алб. Aeroporti Ndërkombëtar i Prishtinës Adem Jashari; серб. Међународни аеродром Приштина) — международный аэропорт на удалении 15 км на юго-запад от столицы Косово Приштины.
Содержание |
Аэропорт построен в 1965 году и до 1990 года имел статус аэропорта для местных авиалиний с которого выполнялись авиарейсы на Белград. С 1990 года аэропорту был присвоен международный статус и Аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять регулярные рейсы в Швейцарию и Германию. В период с марта 1999 года до 15 октября 1999 года аэропорт использовался как военный аэродром. С 15 октября 1999 года пассажирские авиарейсы были возобновлены[1].
Длина взлетно-посадочной полосы 2500 метров. Имеется множество рулежных дорожек, технических, ремонтных, жилых строений и ангаров. Аэропорт способен принимать любые типы современных самолётов[2].
Аэропорт Слатина — один из самых загруженных в регионе. Ежегодно через него совершается около 17 000 рейсов, а аэропорт обслуживает 1,2 млн пассажиров. Выручка аэропорта по итогам 2008 года составила 25 млн евро[3].
С аэропортом сотрудничают 35 авиакомпаний, а перевозки осуществляются по тридцати различным направлениям[4].
Часть Аэропорта «Слатина» используется войсками KFOR в качестве военной авиабазы (англ. Slatina Air Base)[5]. Военный терминал располагается на удалении от гражданского сектора аэропорта и большей своей частью располагается в подземных сооружениях аэропорта в восточном секторе аэродромного комплекса[6][7].
Во время Войны НАТО против Югославии в аэропорту базировался 83-й истребительный авиаполк ВВС СРЮ. Он не выполнил ни одного боевого вылета, но понёс тяжёлые потери от ударов авиации НАТО (из 37 самолётов МиГ-21, находившихся на вооружении полка, к концу войны уцелели всего 12) и из-за этого был расформирован[8].
Аэропорт Слатина являлся стратегически важным объектом, через который войска НАТО планировали перебросить значительное количество войск в Косово для выполнения Резолюции СБ ООН 1244. Установление контроля над аэропортом планировалось завершить в течение 12 июня 1999 года. Однако в ночь с 11 на 12 июня 1999 года аэропорт Слатина занял батальон российских десантников, совершив марш-бросок из базы МС России в Боснии до Косово, преодолев за 7,5 часов свыше 600 км[9][10][11][12][13].
В ходе интервью с Президентом Республики Ингушетия Юнус-бек Евкуровым (на момент освещаемых событий майор) стало известно, что начиная с конца мая 1999 года его группа в составе 18 бойцов ГРУ тайно проникла на территорию аэропорта Слатина и фактически скрытно контролировала его территорию до подхода десантного батальона. Все обстоятельства данной операции до сих пор засекречены. За данную операцию Евкурову Ю. Б. присвоено звание Герой России с вручением медали «Золотая Звезда»[14][15].
Это заготовка статьи об аэропорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Слатина (аэропорт).