Соната № 7 для фортепиано (Прокофьев)

Содержание

Общие сведения

Фортепианная соната Сергея Сергеевича Прокофьева Ор.83 — соната № 7.

Тональность: Си-бемоль мажор.

Годы написания сонаты: 1939—1942

Некоторые исследователи считают, что соната № 7 является серединной в тройке «военных сонат» композитора (№ 6-7-8).

Летом 1939 года, отдыхая в Кисловодске, Прокофьев встретил Марию-Сесилию Абрамовну Мендельсон, или Миру, которая в его сердечных привязанностях заменила ему жену Лину (Лина Любера, урожд. Каролина Кодина) той любовной связью, которая, скорее всего, выглядела предпочтительней для советских властей. Именно от Миры мы узнаем, что Прокофьев прочитал в это время книгу Ромена Роллана о Бетховене, и что это серьёзно повлияло на его шестую, седьмую и восьмую сонаты, — работы, которые он писал одновременно в течение последующих лет.

Сонату № 7 Прокофьев закончил только в 1942 году, и она была впервые исполнена в московском Колонном Зале 18 января следующего (1943) года Святославом Рихтером. Последний позже писал о тех силах хаоса и глубинного смертоносного зла, к которым прикасается соната, и о том, что она ставит вопрос о смысле жизни человека, ответ на который ему непременно надлежит дать на фоне этих сил, и что этот ответ подразумевает мужественное жизнеутверждение и любовь ко всему живому. Сонату представили на Сталинскую премию по второму разряду (он получил ее сразу же в 1943 году), — первую из пяти таких официальных наград, которые получит Прокофьев.

Части

I. Allegro inquieto — Andantino — Allegro

II. Andante caloroso

III. Precipitato

Описание

Первая часть, обозначенная как Allegro inquieto, начинается со вводной фразы, явно диссонирующей и предлагающей для своего разрешения тональность си-бемоль. Вскоре оба течения мелодии отклоняются, приводя к синкопам большой резкости. Вторичная тема появляется в Andantino, являющейся разделом видоизмененной структуры sonata-allegro.

Вторая часть Andante caloroso разрабатывается теперь в ми мажоре в качестве ключевой сигнатуры, — особенность, отсутствовавшая в первом части. Певучая мелодия во внутренней части, сопровождаемой близко в басу, приводит к центральному месту варьирующихся тональностей и структур, а затем — к заключительному возвращению сонатного вступления, теперь — в значительном сокращении.

Соната заканчивается заключительной частью в счете 7/8, воспринимаемом как 2 + 3 + 2. Обозначенная как Precipitato эта часть сонаты находится вся во власти того асимметричного ритмичного узора, который к концу подводит слушателя к утвердительному и однозначному си-бемоль мажорному тоническому заключению.

Исполнение

Выдающиеся исполнения седьмой сонаты Прокофьева оставили в записях Святослав Рихтер, Владимир Горовиц, а также Алексей Султанов.

Соната № 7 для фортепиано (Прокофьев).

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29