Монастырь | |
Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь
|
|
Общий вид | |
Страна | Россия |
Город | Коломна |
Конфессия | Православие |
Епархия | Московская |
Тип | мужской |
Дата основания | 1385 год |
Статус | Объект культурного наследия РФ № 5010184000 |
Состояние | действующий |
Сайт | Официальный сайт |
Богоявле́нский Ста́ро-Голу́твин монасты́рь — мужской православный монастырь Русской православной церкви на окраине Коломны. Расположен недалеко от места впадения реки Москва в Оку. Основан в конце XIV века. Действующий. С 1993 г. идёт восстановление монастыря.
Ряд зданий монастыря занимает в настоящее время Коломенская православная духовная семинария (с 1995—1996 гг.). В 2012 г. было завершено строительство нового комплекса зданий для Коломенской православной духовной семинарии рядом с монастырём (на месте пустыря, где в прошлом был монастырский сад), начался переезд семинаристов в новые помещения.
Содержание |
Есть несколько версий толкования названия:
Приставка Старо- в названии обители появилась в конце XVIII — начале XIX века, в 1799—1800 гг., когда была упразднена Коломенская епархия. Для сохранения архиерейского подворья в Коломне (где власти собирались устроить военные казармы) митрополит Московский Платон (Левшин) распорядился переселить туда братию Голутвина монастыря. Образовался Ново-Голутвин Свято-Троицкий монастырь, в подчинение которого вошли опустевший Старо-Голутвин и Бобренев монастыри.
Один из многих монастырей, возникших в результате подвижнической деятельности Сергия Радонежского. Первым настоятелем считается ученик Сергия — Григорий Голутвинский. Он был поставлен игуменом новообразованной обители коломенским епископом Герасимом. В источниках имеется упоминание о коломенском епископе Григории, относящееся к этому времени. Возможно, этим епископом и был преподобный Григорий Голутвинский.
Монастырские легенды утверждают, что под руководством преподобного Сергия было выбрано не только место обители, но и заложен первый храм, в честь Богоявления. Сегодня в подклете Богоявленского храма монастыря можно видеть остатки первоначального фундамента храма, называемые «камушки преподобного». По преданию, когда возникла нужда в колодце, преподобный Сергий указал братии место на территории монастыря, где вскоре забил источник. Он действовал вплоть до первой половины XX века, когда после закрытия монастыря источник был засыпан, а впоследствии забетонирован властями. До закрытия монастыря в 1929 году в монастыре хранились святыни, связанные с именем святого: его посох, наперсный крест, ризы.
В связи с набегами татар устроение монастыря на р. Оке имело и значение укрепляющего звена в оборонительном поясе монастырей. Это в свою очередь послужило будущему развитию и упрочению обители.
В XV веке монастырь всё более возвышался, росло его благосостояние, укреплялась монашеская жизнь. Заложен зимний храм преподобного Сергия Радонежского. Он имел высокий подклет, различные подсобные помещения: одностолпная братская трапезная, поварня и хлебодарня. Возведена колокольня между Сергиевским и Богоявленским храмами (разобрана в конце XVIII в.).
Монастырь имел владения в Москве (Голутвинская слобода), в 1472 г. князь Юрий Васильевич передал в дар монастырю сёла Рожек и Маливку.
1480 г. — посещение обители великим князем Иваном III, перед выступлением против татарского хана Ахмата (стояние на реке Угре).
Когда мы вошли в монастырь, нас встретили по обыкновению и ввели в большую церковь Богоявления... Вход в эту церковь чудный высокий, с трёх сторон, кругом – галерея с тремя дверями. Церковь весьма древняя. Мы отстояли в ней вечерню и пошли помолиться в другую церковь, которая находится в трапезе отцов. Она весьма древняя и красивая, в честь одного из новых святых, по имени Сергия... Между этими двумя церквами высокая колокольня с приподнятым высоким куполом наподобие куполов церковных.
Значительно растёт благосостояние обители. Монастырь посещает царь Иоанн Грозный. Содержится богатая библиотека.
В апреле 1912 настоятелем монастыря, за год до своей кончины (1 [14] апреля 1913), был назначен почитаемый старец Варсонофий Оптинский. Монастырь был закрыт в 1929 году. Передан в ведение Московской епархии в 1994 году; с декабря 1994 года возобновлены регулярные богослужения. В 1995 году в монастырь переведено Московское епархиальное духовное училище, впоследствии преобразованное в Коломенскую православную духовную семинарию.
архимандриты (с 1707 г.):
Монастыри Московской области | ||
---|---|---|
Видновское благочиние | Свято-Екатериниский монастырь | |
Дмитровское благочиние | Борисоглебский монастырь | Спасо-Влахернский монастырь | |
Домодедовское благочиние | Серафимо-Знаменский скит | |
Коломенское благочиние | Богоявленский Старо-Голутвин монастырь | Ново-Голутвин Свято-Троицкий монастырь | Рождества Богородицы Бобренев монастырь | Успенский Брусенский монастырь | |
Можайское благочиние | Колоцкий Успенский женский монастырь | Лужецкий Ферапонтов монастырь | Спасо-Бородинский монастырь | |
Наро-Фоминское благочиние | Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь | |
Орехово-Зуевское благочиние | Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь | |
Павлово-Посадское благочиние | Покровско-Васильевский монастырь | |
Талдомское благочиние | Александровский монастырь | |
Серпуховское благочиние | Введенский Владычный монастырь | Высоцкий монастырь | |
Ступинское благочиние | Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь | |
Чеховское благочиние | Вознесенская Давидова пустынь |
Старо-Голутвин монастырь.