Сьядвада

Сьядвада (дев. स्यादवाद, буквально «возможное утверждение») — доктрина, определяющая форму постулата в философии джайнизма. По этой доктрине исходные положения логического рассуждения должны задаваться в одной из семи форм (сабтабгангиная). Основной особенностью этих форм является ограничение универсальности, релятивизм. Каждое логическое рассуждение и его вывод в джайнизме считается частичной истиной, справедливой только в определенном аспекте, в рамках исходных постулатов.

Семь форм постулата[1]:

  1. Сьяд-асти — в определённом смысле есть.
  2. Сьяд-насти — в определённом смысле не есть.
  3. Сьяд-асти-насти — в определённом смысле есть и не есть.
  4. Сьяд-авактавья — в определённом смысле есть и не поддаётся описанию.
  5. Сьяд-асти-авактавья — в определённом смысле не есть и не поддаётся описанию.
  6. Сьяд-насти-авактавья — в определённом смысле есть, не есть и не поддаётся описанию.
  7. Сьяд-асти-насти-авактавья — в определённом смысле не поддаётся описанию.

Логические суждения джайнизма ограничены выходными постулатами. Истина для джайна всегда многогранна, и человек может изучать только часть этих многогранных аспектов. Абсолютная истина для обычного человека недостижима. Однако, джайнизм верит в возможность существования абсолютного знания (кевала джняна), которое доступно только просветлённым (кевали).

Принципы сьядвады и анекантавады (плюрализм) составляют то, что джайны называют ненасилием (ахимса) в мыслях.

Примечания

  1. "Индийская философия". — Т. I.

Ссылки

  • Джайнизм: современная физика и сьядвада  (рус.). Архивировано из первоисточника 27 мая 2012. Проверено 17 декабря 2010.
  • Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта. Джайнская теория суждения. Сьядвада, или теория относительности всякого суждения  (рус.). Архивировано из первоисточника 11 мая 2012. Проверено 17 декабря 2010.
  • Философия джайнизма  (рус.). Архивировано из первоисточника 11 мая 2012. Проверено 17 декабря 2010.


Сьядвада.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29