Тбили́сский трамва́й возник в 1883 году (в виде конки) и прекратил своё существование в 2006 году. Таким образом, он был самой долго просуществовавшей трамвайной системой Грузии (хотя данных о наличии когда-либо трамвая в других городах Грузии нет). Во второй половине XX века трамвай насчитывал до десяти маршрутов, но впоследствии система быстро деградировала.
Содержание |
Конка появилась в Тбилиси в 1883 году. Первоначально ширина колеи составляла 914 мм. Первая линия конки проходила по Михайловскому проспекту и соединяла Воронцовскую площадь и железнодорожный вокзал. Вскоре маршрут продлили до Эриванской площади, а количество вагонов выросло до 556 (439 двухконных и 117 одноконных). В 1904 году проложили линию от площади Марджанишвили по улице Марджанишвили (Кирочная)
Однако в начале XX века уже было ясно, что время конки прошло, поэтому было принято решение о строительстве электрического трамвая, которым занялась бельгийская фирма под названием «Электрическое общество „Гелиос“» из города Кёльна (эта организация ранее, в 1902 году участвовала в создании линии узкоколейного трамвая во Владикавказе).[1] 25 декабря 1904 года начала действовать первая линия электрического трамвая, при этом в отличие от конного предшественника электрический трамвай имел ширину колеи 1000 мм. В 1910 году конка, имевшая ширину колеи 914 мм, прекратила своё существование. Тбилиси стал тринадцатым городом Российской империи, где появился электрический трамвай.
С 1933 года начались работы по перешивке трамвая на широкую колею (1524 мм), однако участки с метровой колеёй просуществовали до 1942 года.
В 1965—1970 годах протяжённость трамвайной сети достигала 105 километров, а подвижной состав — 299 вагонов. После этого в городе началсь деградация трамвая, и к 2000 году осталось только восемь маршрутов (11-й, 12-й, 3-й, 4-й, 1-й, 2-й, 6-й, 7-й.). К 2003 году осталось (11-й, 12-й, 1-й, 7-й.). К 2005 году осталось (12-й.). И работал до конца.
История тбилисского трамвая завершилась в конце 2006 года. Ещё 30 ноября заместитель мэра Тбилиси Георгий Меладзе выступил с опровержением слухов о ликвидации в Тбилиси электротранспорта, но уже на следующий день решение о ликвидации трамвая и троллейбуса было принято. 4 декабря 2006 года тбилисский трамвай (и троллейбус) прекратил своё существование.
После ликвидации трамвая в Тбилиси трамваев в Грузии не осталось.
В прошлом имелось до 18 маршрутов
Список маршрутов 1918 года.
Список маршрутов 1933 года (в 1933 приняли решение о переходе трамвая на колею 1524 мм):
15.02.1934 произошло открытие первой ширококолейной линии от Мясокомбината до площади Шаумян, а новое депо для широкой колея открылось в Исани. Дальше с датам и линиями мало понятного, но самую последнюю линию на узкой колее закрыли (а не перешили) в 1942 году, скорее всего из-за войны.
В 1941 году в Тбилиси были такие маршруты:
Маршрут № 13 и был последним узкоколейным.
Протяженность сети. Здесь скорее всего имеется в виду развёрнутая длина одиночного пути, включая развитие в депо, вторые пути на конечных и прочую лабудень:
1916 — 56 км, 1930 — 65 км, 1940 — 84 км, 1952 — 98 км, 1961—101 км, 1970 — 90 км, 1980—100 км, 1990 — 86 км, 2000 — 68 км. Сейчас наверное осталось километров 30-35 в однопутном исчислении, а может и меньше.
Во второй половине XX века — начале XXI века в Тбилиси использовались трамваи рижского (РВЗ-6) и Усть-Катавского (КТМ-5) производства.
В 1960 году Трамвайно-троллейбусное управление Тбилиси своими силами выпустило четыре поезда, получивших название «Тбилиси»фото)
Тбилисский трамвай.