Тихомиров, Лев Александрович

Тихомиров, Лев Александрович
Дата рождения:

19 (31) января 1852(1852-01-31)

Место рождения:

Геленджик

Дата смерти:

16 октября 1923(1923-10-16) (71 год)

Место смерти:

Сергиев Посад Московская губерния ныне Московская области

Лев Алекса́ндрович Тихоми́ров (19 (31) января 1852, Геленджик — 16 октября 1923, Сергиев Посад) — русский общественный деятель, в молодости — народоволец, будучи в эмиграции, издавал вместе с П. Л. Лавровым «Вестник Народной воли»; в 1888 отрёкся от революционных убеждений и, вернувшись в Россию после помилования, стал монархистом.

Содержание

Биография

Лев Александрович Тихомиров происходил из семьи военного врача. Окончил Керченскую Александровскую гимназию с золотой медалью. В 18701873 годах учился в Московском университете.

В 18721873 — активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 арестован, судился по «процессу 193-х». В 1878 — член центра «Земли и воли» и редакции её печатного органа. В 1879 — член Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», от имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. На Липецком съезде 20 июля 1879 года (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. Непосредственного отношения к убийству Александа II Тихомиров не имел, в принятии Исполнительным комитетом «Народной воли» решения об убийстве не участвовал. В начале 1880-х годов писал в «Деле», под псевдонимами «И. Кольцов» и «И. К.» (сокращение от названия «Исполнительный комитет»).

В 1882 г., желая избежать ареста, Тихомиров уезжает за границу — в Швейцарию, затем во Францию. Издавал вместе с П. Л. Лавровым «Вестник Народной воли».

В 1888 отрёкся от революционных убеждений, открыто выступив против прежних идей в предисловии ко второму изданию книги «La Russie politique et sociale» (1888). В целом книга принадлежала к литературе, запрещённой в России, но в предисловии доказывалось, что революция немыслима в России и что людям прогрессивного образа мыслей необходимо стремиться к мирной эволюции. В 1889 Тихомиров просил помилования, был Помилован Высочайшим повелением от 10 ноября 1888 года и смог вернуться в Россию.

Брошюра (изданная по-русски и по-французски) «Почему я перестал быть революционером» (1888; 2 изд., M., 1896) сделала возможным возвращение Тихомирова в Россию. Прибыв в Петербург, бывший революционер отправился в Петропавловский собор поклониться праху царя Александра II, против которого боролся и в подготовке убийства которого участвовал. Тихомиров становится деятельным сотрудником «Московских ведомостей» и «Русского обозрения». Важнейшие статьи, появившиеся в этих органах, Тихомиров переиздал в ряде брошюр и книжек.

В 1903—1906 годах работает над исследованием «Монархическая государственность»

После 1905 г. Тихомиров разрабатывает схему реформ системы «думской монархии». Он полагал, что «представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству…».

В 1907 г. был приглашён из Москвы лично П. А. Столыпиным в Петербург, где занял должность члена Совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением, ввиду обсуждаемого трудового законодательства.[1] Тихомиров выступил как сторонник мирного, но энергичного реформаторского курса государства по отношению к рабочему вопросу. Основными мероприятиями по разрешению рабочего вопроса Тихомиров видел широкую мирную деятельность рабочих союзов (направленных преимущественно на взаимопомощь рабочих), развитые процедуры медиации при конфликтах между рабочими и работодателями, введение обязательного государственного страхования по болезни и от несчастных случаев, пенсионного страхования. К радикальным (для того времени) предложениям о введении 8-часового рабочего дня Тихомиров не присоединялся.[2] Предложения Тихомирова частично реализовались с принятием в 1913 году новых законов о страховании рабочих по болезни и от несчастных случаев.

В 1909 году Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 г..[3]

За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 г.). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализирует историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой книге (впервые опубликована лишь в 1997 г. в издательстве журнала «Москва») показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне Тихомиров доказывает истинность и глубину православного понимания истории.

В 1917 отошёл от политической деятельности.

Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919—1920 годах.

В 1922 году Тихомиров подал прошение в Комиссию по улучшению быта ученых. Как специалист по литературе, языкознанию и библиотековедению Тихомиров получил паек третей категории: 3 млн. 250 тыс. рублей, 1 пуд. 12 фунтов муки, 16 фунтов гороха, 10 фунтов риса,6 фунтов масла, 30 фунтов мяса, три четверти фунта чая, 4 фунта сахара и 3 фунта соли. На следующий год Тихомиров умер, посвящая остаток дней богословским трудам, но перед кончиной он успел написать возмущенный отклик на книгу В. Фигнер «Запечатленный труд» . По мнению Тихомирова она недооценила его роли в народовольческом движение.[источник не указан 213 дней]

Произведения

  • «Затруднения при покупке книг Даля и Кузьмина» (Впервые опубликовано: "Московские ведомости" № 261 (12 ноября) за 1913 год.)
  • «Почему я перестал быть революционером» ("Несколько замечаний на полемику эмигрантов" напечатано в "Московских ведомостях", N 74, 76 за 1889 г.),
  • «Начало и концы» (М., 1890),
  • «Духовенство и общество в современном религиозном движении» (1893, 2 изд.),
  • «Конституционалисты в эпоху 1881 г.» (1895, 3 изд.),
  • «К расследованию вопроса о ритуальных убийствах» (Впервые опубликовано: "Московские ведомости" № 252, 1 ноября, 1913 год.)
  • «К вопросу о масонах» ("Московские ведомости" № 20 за 1911 год)
  • «Начала и концы. Либералы и террористы» (1890),
  • «Национальный пророк интеллигенции (о Достоевском)» (Впервые опубликовано: "Московские ведомости" N 22 за 1911 год),
  • «Социальные миражи современности» (1891),
  • «Знамение времени — носитель идеала» (1895),
  • «Борьба века» (1896),
  • «Демократия либеральная и социальная» (1896),
  • «Дело Бейлиса и дело об убийстве Ющинского» (Впервые опубликовано: "Московские ведомости", № 250, 30 октября, 1913 год.)
  • «Единоличная власть как принцип государственного строения» (1897),
  • «Знамение времени. Носитель идеала»,
  • «Земля и фабрика» (1899),
  • «Монархическая государственность» (1905),
  • Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира, Сергиев Посад, 1907
  • «Рабочие и государство» (СПб., 1908),
  • «Религиозно-философские основы истории» («Борьба за царство Божие»)
  • «Руководящие идеи русской жизни». М., 1912; репринт - М., Инст. русс. цивилизации, 2008.
  • «Спасительная роль Церкви в лихолетье» (Впервые опубликовано: "Московские ведомости". 1913, N 45, 23 февраля.)
  • «Учредительная грамота 1613 года» (Впервые опубликовано: "Московские ведомости" № 44 (22 февраля) за 1913 год.)
  • Тихомиров Л. А. А. И. Желябов и С. Л. Перовская. Издательство «Донская речь», 1906.
  • Тихомиров Л. А. Воспоминания, М.—Л,, 1927;
  • Тихомиров Л. А. 25 лет назад. (Из дневников Л. Тихомирова), «Красный архив», 1930, т. 1—5;
  • Тихомиров Л. А. Заговорщики и полиция, М., 1930.

Статьи в «Деле»:

  • «Жизнь и печать» (1881, 2),
  • «К вопросу об экономике и политике» (1881, 5),
  • «В защиту интеллигенции» (1882, 4),
  • «С низовьев Дона» (1882, 9 и 10),
  • «Общественность в природе» (1882, 11 и 12),
  • «Современное положение публицистики» (1882, 12),
  • «Тирания политической мысли» (1883, 3)

Литература

  • Плеханов Г. В. Новый защитник самодержавия, или горе г. Л. Тихомирова // Сочинения. Т. 3. — М.—Л., 1928.
  • Фигнер В. Н. Лев Тихомиров // Полн. собр. соч. Т. 5. — М., 1932.
  • Твардовская В. А. Социалистическая мысль в России на рубеже 1870—1880-х гг. — М., 1969.
  • Репников А. В., Милевский О. А. Две жизни Льва Тихомирова: Монография / Науч. ред. В. В. Шелохаев. — М.: Academia, 2011.
  • Филарет (Сковородин), игумен. К вопросу о роли Л.А. Тихомирова в учреждении Предсоборного Присутствия 1906 г. - http://www.bogoslov.ru/text/2510401.html.

Примечания

  1. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991. с. 113
  2. Рабочий вопрос (практические способы его решения). — М., 1909. — 257 с.
  3. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991. с. 122

Ссылки

  • Тихомиров Л. А. — Воскресение языческой мистики и экономический материализм
  • Тихомиров Л. А. — Религиозно-Философские основы Истории

http://www.pokrov-forum.ru/science/prav_phil_kult/kniga_tihomirov Посадский А.В., Посадский С.В. - Духовные основы истории. Монография, посвященная историософии Тихомирова.

Тихомиров, Лев Александрович.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29