В Азербайджане представлены все основные виды транспорта: воздушный, железнодорожный, автомобильный, водный, трубопроводный.
Содержание |
История развития транспорта и транспортных средств в Азербайджане уходит глубоко в прошлое. Судоходство по Каспийскому морю, реке Куре, мощённые дороги раннего Средневековья, караван-сараи, гостиные дворы, были созданы, и развивались в течение последних двух тысячелетий. Сообщения о морских портах на Каспии и судоходства по ней известны с эпохи античности.[1]
Современная транспортная система Азербайджана, начала свое развитие с середины XIX-го века освоением и развитием нефтедобычи в Азербайджане. Нефтедобыча, нефтепереработка, и соответственно задачи по доставке их производителю и потребителю сыграли главную роль в развитие современной транспортной системы Азербайджана.
Все современные морские порты на Каспии принадлежащие Азербайджану, первые железные дороги, большая часть первых автодорог, первый городской вид транспорта — конка, появились вследствие развития нефтяной промышленности. Соответственно и расположение и направление этих транспортных объектов диктовались условиями нефтяной промышленности. Морские порты строились для вывоза нефти и нефтепродуктов, первая железная дорога общего назначения Баку — Сабунчи — Сураханы, также первоначально предназначалась для транспортировки нефти, от центров добычи до морского порта. Гужевые дороги имели цель облегчения транспортировки нефтепродуктов по земле, которые до появления железных дорог перевозились на арбах, караванным способом. Дальнейшее развитие, как нефтяной промышленности, так и иных видов производств, постепенно более расширяли как ареал сосредоточения транспортных коммуникаций и инфраструктуры (до того большая часть всех транспортных коммуникаций и соответствующей инфраструктуры приходилось на Бакинскую губернию) так и предназначение и направления перевозок и развития транспортной системы в Азербайджане.
Железные дороги являются одним из основных видов транспорта в Азербайджане, на их долю приходится около 40 % грузооборота (2007 год) и до 25 % пассажирооборота[2]. В 1980-е доля железных дорог в общем грузо/пассажирообороте составляла 80 % и 50 % соответственно, объём перевозимых грузов в 1987 году достиг 120 млн.т.[2] Падение объёмов перевозок было связано с развалом СССР, нарушением экономических связей, конфликтом в Нагорном Карабахе. Все эти явление резко снизили долю железных дорог в перевозках по стране. Пик кризиса перевозок пришёлся на 1991-93 годы[2]. С 1995 года начался процесс оживления и наращивания уровня перевозок. С 2000 года рост объёма перевозок стал увеличиваться минимум на 25 % ежегодно. В 2007 году по железным дорогам было перевезено до 35 млн.т. грузов[3].
Сеть железных дорог общего пользования в Азербайджане и вся его инфраструктура принадлежит ЗАО «Азербайджанская железная дорога» — ЗАО АЖД, государственной компанией эксплуатирующей железные дороги общего пользования. Помимо ЗАО АЖД, права операторов перевозок, имеют также компании Middle East Petrolium и Azersun, владеющие грузовым вагонным парком, имеющие лицензию на перевозки нефти по железным дорогам. Кроме того, своими железнодорожными линиями, парком ПС, и объекты инфраструктуры, располагают многие промышленные предприятия, чья железнодорожная инфраструктура имеет статус промышленных подъездных путей.
Общая протяженность железных дорог — 2125 км, из них двухпутные — 800 км, развернутая длина — 2995 км.
Национальная железнодорожная компания Азербайджана — Закрытое Акционерное Общество «Азербайджанские Железные Дороги»
В эксплуатации находится
С конца XIX в. по конец XX-го в.в Азербайджане были построены и экспулатировались линии железных дорог узкой колеи, ведомственного подчинения. Все узкоколейные железные дороги (кроме Макинской узкоколейной железной дороги имевшей колею 1060 мм) имели колею 750 мм,. Большая часть их принадлежала АзНефти, а также Министерству сельского хозяйства Азербайджанской ССР. Первой железной дорогой, построенной в Азербайджане, была узкоколейная железная дорога Кедабекского медеплавильного завода «Братья Сименс» открытой на несколько месяцев раньше, Баку — Сабунчи-Сураханинской железной дороги.
В Азербайджане, в 1947 г в Баку, и в 1977 г. в Нахичевани, были построены детские железные дороги, целью и предназначением которых являлась прививания детям интереса к железным дорогам, их теоретическую и практическую подготовку к работе в будущем на железных дорогах. Многие выпускники ДЖД в дальнейшем выбирали профессию железнодорожника, выпускники ДЖД пользовались определёнными льготами при поступлении в железнодорожные училища, техникумы и ВУЗ-ы по специальности железных дорог.[5] Нахичеванская детская железная дорога — закрыта.
Бакинский метрополитен открыт 6 ноября 1967 г. Состоит из двух линий, красной и зелёной, общая протяженность — 34,6 км, имеет 23 станций. Является одним из двух (наряду с городским общественным автотранспортом) важнейших видов городского транспорта Баку, выполняя значительнейший объём пассажироперевозок.[6]
Свое развитие дорожная сеть начала с середины XIX-го века строительством гужевых мощенных дорог, большая часть дорожной сети была сосредоточена в пределах Бакинской губернии, и предназначалась для облегчения транспортировки нефти и нефтепродуктов, перевозившимися на арбах, караванным методом. Тогда же, в 1850 году была построена первая шоссейная дорога в Азербайджане Елизаветпольской губернии вблизи посёлка Абдаляр. В 1860 году построена шоссейная дорога Евлах — Шуша — Нахичевань — Эривань. Большая часть автогужевых дорог на начало XX-го века были грунтовыми, только 209 км имели твердое покрытие. Основным видом передвижения по гужевым дорогам были легковые извозчики — фаэтоны. В 1911 году в Азербайджане насчитывалось 39 автомобилей. К концу 20-х годов автомобильный парк в Азербайджане насчитывал 896 автомобилей, из них 275 легковых автомобилей, 518 грузовых, 103 специализированных. Ещё около 400 автомобилей имелось в составе автопарка АзНефти. К 30-м годам протяженность автомобильных дорог составила около 6500 км. Для развития автоперевозок в Азербайджанской ССР был учреждена республиканский филиал государственной организации «Союзтранс», который занимался грузовыми и пассажирскими перевозками в пределах республики. В 1929 году был создан Народный комиссариат Автомобильного транспорта, в 1946 году преобразованный в Министерство автомобильного транспорта Азербайджанской ССР. 50-60 года характерны высоким темпом развития автомобильного транспорта, в республике для городского автотранспорта создавались автопарки, автобусные, таксомоторные, грузовые объединения по грузовым перевозкам. Объём грузоперевозок автотранспортом в конце 80-х годов составил 148 млн.т. С провозглашением независимости, объединения и структуры автотранспорта, были приватизированы. Ныне весь объём пассажиро- и грузоперевозок по стране выполняется частными авто компаниями. Эксплуатация и техническое обслуживание автомобильных дорог, находится в ведении Департамента «Йолнаглиййетсервис» (азерб. Yolnəqliyyatservis) Министерства транспорта Азербайджана.
Общая протяжённость: 59 141 км. Из них 29 210 км с твердым покрытием. Департаментом «Йолнаглиййетсервис» (азерб. Yolnəqliyyatservis) Министерства транспорта Азербайджана, эксплуатируется и обслуживается 22134 км магистральных дорог страны. Из них 1684 км составляют международные магистрали, 2669 — стратегически важные, 13 тыс. км — местной важности, 1,5 км — на территории Баку, 3,3 тыс. км — на территории регионов. Общее число мостов на территории страны составляет 1201.[7]
Шоссе в Азербайджане следуют параллельно основным железнодорожным магистралям. Одно из них проходит вдоль Каспийского моря из России в Иран, через Баку. В свою очередь из Баку к грузинской границе также ведёт автодорога. От города Евлах (на магистрали Баку — Тбилиси) на юг отходит шоссейная дорога в Нагорный Карабах. Все они являются сегментами следующих европейских автомобильных маршрутов[8][9]:
Автобус является наиболее развитым видом общественного транспорта в городах страны. Между Баку и крупными городами республики и райцентрами, а также с городами России, Грузии, Ирана и Турции налажено регулярное автобусное сообщение.[10]
В 1990-е годы, с обретением Азербайджаном независимости были подписаны контракты по разработке азербайджанских нефтяных месторождений на Каспии: «Азери», «Чираг» и «Гюнешли», а также газового месторождения «Шахдениз». Для обеспечения экспорта углеводородов на мировые рынки была разработана нефтяная стратегия, согласно которой на первом этапе разработки месторождений предполагалось транспортировка «ранней» азербайджанской нефти через Россию по магистрали Баку — Новороссийск и через территорию Грузии, по маршруту Баку — Супса, а затем по основному трубопроводу через турецкую территорию — к порту Джейхан. В соответствии с нефтяной стратегией были восстановлены и построены заново следующие трубопроводы: Северный Экспортный Маршрут, Западный Экспортный Маршрут, Баку — Тбилиси — Джейхан и Южнокавказский газовый.
Правительственной регулирующей организацией является Государственная морская администрация Азербайджана.
История судоходства на Каспии насчитывает около 1600 лет. Известия о мореплавании по Каспию хотя известны с античной эпохи, но первые известные морские порты в пределах современного Баку появились на азербайджанском берегу Каспия ещё в эпоху албанского царства. Широкое же развитие мореплавание получило со времен появления государства Ширваншахов, которые первыми также создали регулярный торговый и военный флот в Каспийском море. Современное торговое судоходство начало свое развитие с середины XIX-го века, с созданием в 1858 году Акционерного общества «Кавказ и Меркурий», чья национализация в 1918 году а в последующем объединением с флотом «Каспийский танкер» — Касптанкер в 1953 году привело к образованию Каспийского морского пароходства — Каспар. Своим появлением торговое судоходство, в том числе появлением АО «Кавказ и Меркурий» обязана началом промышленной освоением добычи и переработки нефти. Азербайджан стал родиной танкерного флота, впервые в истории морского судоходства суда стали использовать для перевозки нефти, первым судном для нефтеперевозки стала нефтяная баржа «Алекснадр», построенной в 1873 году, в 1878 г. был сдан в эксплуатацию первый в мире танкер «Зороастр». С 1903 года на Каспии начинается эпоха теплоходов, с постройкой теплохода «Вандал». С 1889 года положено начало судостроительной и судоремонтной промышленности в Азербайджане.
Крупнейшем азербайджанской судоходной компанией, является Каспийское морское пароходство — Каспар (азерб. Xəzər dəniz gəmiçiliyi), являющийся также крупнейшей судоходной компанией в бассейне Каспия. Каспар занимается перевозкой всех видов грузов, но весомую долю в перевозках составляют нефть и нефтепродукты, компания также выполняет пассажироперевозки, и является оператором железнодорожной паромной переправы Баку — Туркменбаши, Баку — Актау. Каспару также принадлежит и ряд судоремонтных заводов.
Флот Каспара насчитывает 86 судов с суммарным дедвейтом 483,782 тонн, из которых 41 танкер,35 сухогрузов, 10 вспомогательных судов. Также имеются 3 судна типа 3 Ро-Ро (железнодорожно-автомобильный), 7 паромов (железнодорожно-пассажирский), пассажирские суда и катера.
Каспийское пароходство выполняет и международные перевозки в бассейнах других морей и океанов, в основном Чёрного, Средиземного, Балтийского морей, и Атлантического океана.
Каспийский морской нефтяной флот — (азерб. Xəzər Dəniz Neft Donanmasi) XDND. Касморнефтефлот является структурным подразделением Азербайджанской Государственной Нефтяной Компании — ГНКАР, которая специализируется на морских нефтеперевозках, обслуживании нефте/газодобычи, строительстве и ремонте и транспортировке морских буровых установок, прокладке подводных трубопроводов и иных коммуникаций, а также аварийно-спасательной службе. Каспморнефтефлот имеет в своем составе 259 судов различного назначения. Имеет международную сертификацию, и участвует в реализации многих международных проектов в разных регионах мира.
Составной частью транспортной системы Азербайджана в международных транспортных проектах и коридорах являются железнодорожные паромные переправы Баку — Туркменбаши, Баку — Актау. Первая из них, Баку — Туркменбаши (тогда ещё — Красноводск) начала действовать в 1963 году, вторая в 70-е годы. Паромы являются железнодорожными и железнодорожно-автомобильными, перевозящие не только железнодорожные составы, но и автомобили, а также пассажиров.
Все порты находятся на побережье Каспийского моря.
Единственной судоходной рекой в Азербайджане была Кура, навигация по ней была круглогодичной от Евлаха до устья реки вблизи города Нефтчала. Но уровень глубины реки позволял использовать только суда с малой осадкой и низким водоизмещением, то есть — с малой грузоподъемностью. Эти особенности сдерживали развитие речного транспорта в Азербайджане. В крупных населенных пунктах вдоль реки были расположены речные пристани, наиболее крупные из которых были в Сальянах, Ширване (Али-Байрамлы), Евлахе. В связи с развитием гидроэнергетики, со строительством новых гидроэлектростанций и плотин, также нерентабельности речного судоходства по Куре, с конца 80-х, судоходство по Куре было прекращено.
Крупнейшие города Азербайджана связаны с Баку и между собой авиасообщением. Самый крупный аэропорт находится в Баку, откуда совершаются регулярные международные рейсы. Кроме Баку, регулярные международные рейсы совершаются также из Гянджи, Нахичевани и Ленкорани (с 2009 года). Государственной организацией в сфере управления и регулирования в Гражданской Авиации Азербаджана является Государственная администрация гражданской авиации Азербайджана.
Подразделениями государственного концерна AZAL, являются авиакомпании:
Планируется разделение компании AZAL Avia, на компании по международным и внутренним перевозкам, с созданием компании оператора внутренних авиаперевозок.
Кроме того в Азербайджане действуют и частные авиакомпании:
Общее число аэропортов, по состоянию на 2007 год, равнялось 35 (27 с жёстким покрытием посадочных полос[19] и 8 с неасфальтированным покрытием[19]), в их число входят такие аэропорты как
Согласно программе развития гражданской авиации Азербайджана, в 2008 году восстановлены региональные аэропорты в Ленкорани, Закаталах, планируется восстановление аэропорта Шеки,[20].
Кроме того, имеется вертолётный аэродром в Забрате.
Городской общественный транспорт получил развитие и распространение по всему Азербайджану. В Азербайджане изначально были представлены все виды городского транспорта, автобусы, трамваи, троллейбусы, метро. Начало современному городскому транспорту в Азербайджане положили городские фаэтоны и конка, в дальнейшем замененные на автотранспорт и трамваи. Трамваи в Азербайджане существовали в Баку, Сумгаите и Гяндже, троллейбусы в Баку, Сумгаите, Гяндже, Мингечауре, Али-Байрамлах, Нахичевани. В данный момент вся сеть трамваев и троллейбусов закрыта. Из ныне существующих видов городского транспорта, действуют автобусы и метрополитен.
Городской общественный автотранспорт, представлен во всех городах и селах Азербайджана, каждый райцентр имеет свою сеть внутригородского, внутрирайонного и межрайонного автобусного сообщения. Большая часть всех автоперевозчиков являются частными компаниями. С 2007 года идёт усиленное замена изначально использовавшихся автобусов малой вместительности (маршруток) на автобусы большой вместительности.
|
|
---|---|
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы • ² В основном в Азии
|
|
|
---|---|
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
Азербайджан в темах | ||
---|---|---|
Государственная символика | Герб • Гимн • Флаг | |
География | Административное деление • Города | |
Политика | Государственный строй • Президент • Премьер-министр • Конституция • Парламент • Внешняя политика • Внутренняя политика | |
Население | Этнические меньшинства (Лезгины • Армяне • Русские) • Языки | |
Религия | Вера Бахаи • Зороастризм • Ислам • Иудаизм • Христианство | |
История | Азербайджанские ханства • Азербайджанская Демократическая Республика • Азербайджанская ССР • Азербайджанская Республика | |
Экономика | Валюта • Транспорт • Туризм • Связь • Интернет • Почта (история и марки) | |
Культура |
Архитектура • Изобразительное искусство • Ковроделие • Костюм • Кухня • Литература • Фольклор • |
|
Портал «Азербайджан» |
Транспорт Азербайджана.