|
|
Василий Васильевич Верещагин | |
Двери Тимура (Тамерлана), 1872 | |
Холст, масло. 213×168 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва |
«Туркестанская серия» — серия картин русского художника Василия Васильевича Верещагина, написанная в 1871—1873 гг. в Мюнхене по мотивам поездок художника в Среднюю Азию в 1867—1868 и 1869—1870 гг. В состав Туркестанской серии входит и небольшая подсерия «Варвары» («Героическая поэма»), которую Верещагин решил выделить и придать самостоятельное значение. Эта подсерия посвящена исключительно военным сюжетам.
Содержание |
В 1867 году К. П. Кауфман, генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками в Средней Азии, пригласил художника к себе на службу — тот должен состоять при генерале в чине прапорщика. В августе 1867 года Верещагин отправлился в Ташкент и Самарканд. Он участвовал в обороне осаждённого Самарканда, был ранен и получил Орден Святого Георгия 4-го класса «В воздаяние за отличие, оказанное во время обороны цитадели г. Самарканда, с 2 по 8 Июня 1868 года». В конце 1868 года художник приехал в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. В 1869 году он при содействии Кауфмана организовал в столице «туркестанскую выставку». После окончания выставки Верещагин снова отправился в Туркестан, на этот раз через Сибирь.
В 1871 году Верещагин переехал в Мюнхен и начал работать над картинами по восточным сюжетам. Через два года он завершил Туркестанскую серию, в которую вошло 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка — в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Хрустальном дворце в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 в Петербурге и Москве.
Верещагин поставил обязательным условием приобретение коллекции в ее полном составе. Её купил в 1874 году П. М. Третьяков за 92 тысячи рублей серебром. Он открыл её для широкой публики сначала в помещении Московского общества любителей художеств, а затем, после пристройки новых залов, — у себя в галерее.
Туркестанская серия частично посвящена военным событиям периода присоединения к России среднеазиатских ханств, частично — среднеазиатскому быту, традициям и культуре местного населения. Как тематика, так и живописная техника были новы и необычны для своего времени и поначалу вызвали неоднозначную оценку современников. Многим художникам (в том числе Перову, Чистякову, а поначалу и Репину) Туркестанская серия казалась чужеродной в русском искусстве, но со временем возобладало мнение Крамского, что эта серия — блестящий успех новой русской школы и её безусловное достижение.
Богатый киргизский охотник с соколом
Бухарский солдат
В горах Алатау
Верблюд во дворе караван-сарая
Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром
Двери Тимура (Тамерлана)
Дервиши в праздничных нарядах
Дутарист
Калмыцкая молельня
Калмыцкий лама
Киргиз
Кочевая дорога в горах Алатау
Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд
Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся
Нищие в Самарканде
Перекочёвка киргизов
Портрет бачи
Развалины китайской кумирни. Ак-Кент
О войне
Садовая калитка в Чугучаке
Смертельно раненный
У дверей мечети
Узбекская женщина в Ташкенте
Высматривают (1873)
Нападают врасплох (1871)
Представляют трофеи (1872)
Торжествуют (1872)
В серию «Варвары» также входит картина «Окружили — преследуют» (1872), сожжённая автором.
Туркестанская серия.