Сбор денег (также сбор средств, иногда варваризм[1]фандрейзинг или фандрайзинг от англ.fundraising) — сбор денежных средств и иных материальных ресурсов, которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом.
Разница между донорами, меценатами и спонсорами состоит в следующем:
Доноры — это организации, в миссии которых предусмотрено предоставление безвозвратной финансовой, технической помощи на конкурсном основании.
Меценатство — это благотворительная помощь физических лиц на добровольном безвозвратном основании.
Спонсорство — это конкретная помощь юридических и физических лиц на определенных условиях.
Все сущности, которые могут выступать источником привлечения ресурсов, можно называть «партнерами».
Стратегия сбора средств
Важными аспектами стратегии сбора средств являются следующие:
Написание бизнес-плана проекта.
Написание спонсорского предложения.
Четкое определение целевой аудитории проекта для дальнейшего определения потенциальных спонсоров.
Установление таких взаимоотношений с партнерами, которые удовлетворяют интересам обеих сторон.
Правильное закрытие проекта (включает в себя работу с партнерами после окончания проекта для создания возможности дальнейшего долгосрочного сотрудничества).
Спонсорство
Важным аспектом составления спонсорского предложения является выделение определенных спонсорских пакетов с разными условиями сотрудничества и привилегиями — для генерального спонсора, эксклюзивного спонсора, медийного спонсора и т. д. Стоимость спонсорского пакета может достигать нескольких миллионов евро в зависимости от масштаба проекта, географии и целевой аудитории.
Сбор средств в СНГ
На территории СНГ фандрайзинг как термин не является общеупотребительным. Как правило в используется выражение "Сбор средств", в большинстве случаев это понятие ассоциируется с филантропией и социальными проектами. Однако важно понимать, что помимо этого привлечение ресурсов для коммерческих проектов, поиск финансового спонсора, спонсора на условиях бартера или инвестора также является сбором средств.
Интересные факты
В англоязычной практике «профессиональный фандрайзер» (англ.professional fundraiser) — тот, кто предоставляет услуги по привлечению ресурсов самостоятельно или по контракту, тогда как «фандрайзер-профессионал» (англ.fundraising professional) — сотрудник организации, которая ищет пути привлечения ресурсов.
Команда президента США Барака Обамы организовала рекордный сбор средств на предвыборную кампанию в 2008 году собственными усилиями на основании привлечения средств нижних слоев общества.