Formula E | |
Логотип Формулы-E. |
|
Категория | |
---|---|
Страна или регион |
Международная |
Дебют | |
Пилоты |
20 |
Команды |
10 |
Поставщики шин | |
Чемпион | |
Команда | |
Официальный сайт |
FIAFormulaE.com |
Текущий сезон |
Формула E (англ. FIA Formula E Championship) — класс автогонок на электромобилях с открытыми колёсами. Класс основан в 2012 году и санкционирован международной автомобильной федерацией — FIA, целью его создания стало стремление создать лабораторию для исследований и разработки электрических транспортных средств, помогающую ускорить популяризацию электромобилей, а также выступающую в качестве двигателя инноваций и развития в сочетании с технологиями и духом автоспорта.
В 2012 году появилась идея создать новый класс автогонок на электромобилях, который впервые пройдет в 2014 году, с несколькими демонстрационными мероприятиями во второй половине 2013 года.
На 65-м автосалоне во Франкфурте 10 сентября 2013 года был представлен первый прототип автомобиля «Spark-Renault SRT 01E», который послужил стартом проекта и будет использоваться в первом сезоне чемпионата[1].
Чемпионат Формулы E стартовал в сентябре 2014 года, и изначально планировалось, что в ходе первого сезона все команды будут использовать одинаковые машины, постройкой которых занимается консорциум компаний Dallara, Renault, Spark Racing Technologies, McLaren и Williams.
Компания Spark Racing Technology занимается разработкой и производством машин. (По неподтверждённым данным появился ещё один участник по разработке и производству машин, одобренный Международной автомобильной федерацией (FIA), — компания Bluebird Speed Records)
Команда McLaren стала официальным поставщиком электродвигателей, трансмиссий, стандартных блоков электронного управления (ECU) и всей электронной начинки. (Британская компания начала разработку электродвигателя ещё четыре года назад. В результате McLaren удалось создать силовую установку мощностью более 250 л. с., обладающую крутящим моментом 140 Н•м и весом всего 25 килограммов)
Команда Williams проектирует и собирает батареи, которые будут использоваться в чемпионате FIA Формула E, стартовавшем в 2014 году. Обязательным условием является масса блока аккумуляторов — она не должна превышать 300 килограммов.
Компания Dallara принимает участие в создании шасси будущей машины.
Renault проводит технологическую экспертизу машин Формулы E, произведённых Spark Racing Technology, направленную для оптимизации электрических и электронных конструкций, работы силовых установок и трансмиссии, а также «для обеспечения безопасности и надёжности машин».
Для сезона построено 42 таких машины, так как каждый пилот в течение гонки использует по две.
Бывший гонщик Формулы 1 Лукас ди Грасси был назначен в качестве официального тест-пилота чемпионата в сентябре 2012 года.
Участие в новой серии достаточно привлекательно для команд благодаря экологичности машин и значительно более низким расходам по сравнению с Формулой 1. Так, если в Ф1 содержание команды обходится в среднем 115 миллионов фунтов, то в Формуле E — только 3 миллиона. При этом максимальная скорость машины будет достигать 225 км/час (ограничено FIA), что значительно медленнее Ф1, но не настолько, чтобы две серии нельзя было сравнивать.
Для ограничения расходов, во время гонки в боксы каждой команды допускается только восемь человек, но в это число не входят гонщики и специалисты, обслуживающие силовые установки. Среди них будут два гоночных инженера, один инженер-телеметрист, четыре механика и один руководитель команды.
В Формуле Е довольно большой призовой фонд: на каждом этапе будет разыгрываться 500 тысяч евро
Из-за очевидных ограничений электрических автомобилей во время гонки гонщики будут использовать два автомобиля — А и B.
Примерно через полчаса после старта пилот оставит автомобиль А, пересядет во второй автомобиль и поедет на нём.
Формула Е будет стремиться стать серией для топ-пилотов, которые будут приходить из GP2, IndyCar, Формулы 1. Это и молодые гонщики с опытом, которые находятся в середине своей карьеры, а также гонщики, которые уходят из Формулы 1 (как Ковалайнен, Буэми или Альгерсуари) и не могут вернуться в GP2[2]. То же самое касается гонщиков IndyCar.
По заверениям официального тест-пилота Лукаса ди Грасси, машина довольно громкая. Она издаёт не такие звуки, как двигатель внутреннего сгорания, звук электромотора низкий, чем-то похож на шум летящего самолёта. В кокпите на высокой скорости пилот слышит в основном аэродинамические шумы и звук шин.
Мощность двигателя составляет 220 кВт, но крутящий момент очень высокий[3]. По словам Лукаса машиной интересно управлять, но не так просто. По регламенту батарея должна обеспечивать её работу на протяжении 25 минут. Поэтому пилотам необходимо использовать тактический подход к гонке. 220 кВт эквивалентны 300 лошадиным силам, однако мощность двигателя можно поднять до 500 л.с., но при этом дистанция уменьшится вдвое.
Общая конструкция
Аэродинамика, выдерживающая езду в аэродинамической тени, для облегчения обгонов.
Высокий дорожный просвет и широкий диапазон настроек подвески, позволяющий ездить по центральным улицам города.
Экономическая эффективность.
Соответствие правилам безопасности FIA.
Технология
Использование новейших технологий, раздвигая границы будущего.
Компромисс между производительностью и экономической эффективности по мере возможности.
Широкое применение композиционных материалов, но ограничено использование самых дорогих углеродных волокон.
Размеры
Общая длина: 5000 мм (максимум)
Ширина: 1800 мм (максимум)
Высота: 1250 мм (максимум)
Ширина колеи: 1300 мм (минимум)
Дорожный просвет: 75 мм (максимум.)
Общий вес (включая водителя): 800 кг (минимум) / / одни только Батареи 200 кг.
Мощность
Максимальная мощность (ограниченная): 200 кВт (270 л.с.)
Гонка в режиме энергосбережения: 133 кВт (180 л.с.)
«Push-to-pass»: 67 кВт (90 л.с.) — (Push-to-pass («нажми, чтобы обогнать») — кнопка на рулевом колесе, которая предоставляет гонщику возможность увеличения мощности автомобиля в течение короткого периода времени. Система предназначена, чтобы сделать обгон проще).
Максимальная мощность доступна во время практики и квалификации. Во время гонок включается режим энергосбережения с применением системы «Push-To-Pass», позволяющей использовать максимальную мощность в течение ограниченного времени.
Количество энергии, которое может быть доставлено блоком мотор-генератор к системе аккумуляторного хранения энергии, ограничивается в 30 кВт. Это будет постоянно контролироваться FIA.
Производительность
Ускорение: 0 — 100 км/ч (0-62 миль/ч) за 3 секунды — Расчетная
Максимальная скорость: 225 км/ч (ограничено FIA) — Расчетная
Уровень шума в децибелах на большой скорости будет приблизительно 80 дБ (обычный автомобиль: 70 дБ; автобус: 90 дБ; Формула-1 — 130 дБ)
Двигатель
Блок мотор-генератор от McLaren
Разрешено максимум два блока мотор-генератор
Блок мотор-генератор может быть соединён только с задней осью
Использование трекшн-контроля запрещено
Тяговая батарея
Тяговая батарея является аккумуляторной системой хранения энергии (RESS) и поставляет электрическую энергию по силовой цепи к тяговому двигателю. Любая бортовая батарея, подключённая к силовой цепи, считается неотъемлемой частью батареи автомобиля.
Аккумуляторная система хранения энергии (RESS)
Аккумуляторная система хранения энергии (RESS) — это система, которая предназначена для движения автомобиля с помощью электродвигателя. Она должна попадать под следующие соответствия:
— Стандарт FIA
— Максимальный вес батареи и / или конденсатора (RESS) не должен быть выше 200 кг
— Все Гальванические элементы должны быть удостоверены к Стандартам Транспортировки ООН в качестве минимального требования
Шасси
Шасси / Монокок — структура из углерода-алюминиевых сот сделанная Dallara
Передние и задние крылья — структура из углерода и Аэро моделированная Dallara
Кузов — конструкция — структура из углерода-кевлара сделанная Dallara
Коробка передач
Секвентальная с последовательным переключением передач
Фиксированные передаточные числа для уменьшения затрат
Тормоза
Две стандартные гидравлические системы, управляемые одной педалью
Материал тормозов — не регламентирован (свобода выбора)
Тормозной суппорт — сечение каждого поршневого суппорта должно быть круглыми
Сплав тормозного суппорта должен быть из алюминия
Колеса и шины
Сделанные на заказ 18 дюймовые шины Michelin с протектером для использования в сухих и влажных условиях
Гоночные магниевые диски — O.Z. Максимальная ширина шин — передней 260 мм / задней 305 мм. Максимальный диаметр шин — передние 650 мм / задняя 690 мм
Электроника
Электронные системы McLaren ECU/ GCU включая систему регистрации данных
Блок управления электропитания
Разрешено оборудование для получения и накопления данных
Телеметрия не разрешена
Подвеска
Двойные стальные поперечные рычаги с толкающей тягой, два амортизатора и торсионы подвески (спереди) и пружинная подвеска (сзади)
Регулировка высоты дорожного просвета, развал и схождение
Два спереди / Четыре сзади регулируемых амортизаторов KONI
Регулируемые стабилизаторы поперечной устойчивости (передние/задние)
Формат мероприятия[4]
Чемпионат состоит из 11 этапов, проходящих по уличным трассам городов по всему миру.
Открытие сезона состоялось в Пекине в сентябре 2014 года. Чемпионат продолжался до июня 2015 г.: этапы проводились в десяти ведущих городах мира, включая Майами, Берлин, Москву и Лондон, где 10 команд и 20 пилотов демонстровали захватывающую борьбу на городских трассах, привлекая еще больше поклонников к данному виду спорта по всему миру.
Практика, квалификация и гонка будут проходить в течение одного дня в целях сокращения расходов и уменьшения дискомфорта в принимающем городе.
Свободные заезды
Согласно правилам, утро отводится на ознакомление с трассой в ходе свободных заездов, которые проходят в два этапа: 45-минутный и 30-минутный. Гонщики имеют в наличии две машины, имея возможность их менять если потребуется. Полная мощность (200 кВт /270 л.с.) доступна на протяжении всей практики.
Квалификация
Квалификационная сессия длится один час. Гонщиков делят на четыре группы по 5 человек. У каждой группы имеется 6 минут, чтобы показать лучшее время прохождения трассы. Гонщики могут использовать только один автомобиль и иметь максимум четыре круга — два из которых быстрые. Полная мощность (200 кВт /270 л.с.) доступна на протяжении всей квалификации.
Гонка
Гонка начинается со стартовой решётки и длится приблизительно 50-60 минут. Гонщики должны сделать один обязательный пит-стоп, чтобы сменить автомобиль. Двигатели будут переключены в режим энергосбережения (133 кВт /180 л.с.), но их мощность может быть увеличена до максимальной (200 кВт /270 л.с.) с помощью обгонной системы Push-to-pass (нажми чтобы обогнать).
Чемпионат
Чемпионат Формулы E проходит среди гонщиков и команд. Система начисления очков повторяет принятую в Формуле 1; дополнительные 3 очка начисляются за поул-позицию и 2 — за лучший круг.
Трансляция всех этапов осуществляется на официальном сайте серии.[5] По телевидению в России с 2016 г. показываются обзоры всех гонок чемпионата и полностью московский этап серии на телеканале «Матч! Арена».[6]
Е-при | Город | Дата |
---|---|---|
Е-при Пекина | Пекин[7] | 13 сентября 2014 |
Е-при Путраджаи | Путраджая[8] | 22 ноября 2014 |
Е-при Пунта-дель-Эсте | Пунта-дель-Эсте | 13 декабря 2014 |
Е-при Буэнос-Айреса | Буэнос-Айрес | 10 января 2015 |
Е-при Майами | Майами | 14 марта 2015 |
Е-при Лонг-Бич | Лос-Анджелес[9] | 4 апреля 2015 |
Е-при Монако | Монте-Карло | 9 мая 2015 |
Е-при Берлина | Берлин | 23 мая 2015 |
Е-при Москвы | Москва[10] | 6 июня 2015 |
Е-при Лондона | Лондон[11] | 27 июня 2015 |
Первоначально команда Drayson Racing подавала заявку на участие в чемпионате, но потом отказалась, заявив, что будет «основным технологическим партнёром» команды TrulliGP[12].
<ref>
; для сносок Trulli
не указан текстФормула-Е.