Формула-Е

Перейти к: навигация, поиск
Formula E

Логотип Формулы-E.
Категория

Одноместная

Страна или регион

Международная

Дебют

2014/2015

Пилоты

20

Команды

10

Поставщики шин

Michelin

Чемпион

Нельсиньо Пике

Команда

e.dams Renault

Официальный сайт

FIAFormulaE.com

Текущий сезон

Формула E (англ. FIA Formula E Championship) — класс автогонок на электромобилях с открытыми колёсами. Класс основан в 2012 году и санкционирован международной автомобильной федерацией — FIA, целью его создания стало стремление создать лабораторию для исследований и разработки электрических транспортных средств, помогающую ускорить популяризацию электромобилей, а также выступающую в качестве двигателя инноваций и развития в сочетании с технологиями и духом автоспорта.

Обзор

Spark Renault SRT_01 E (FIA Formula E) на Frankfurt Motor Show 2013

В 2012 году появилась идея создать новый класс автогонок на электромобилях, который впервые пройдет в 2014 году, с несколькими демонстрационными мероприятиями во второй половине 2013 года.

На 65-м автосалоне во Франкфурте 10 сентября 2013 года был представлен первый прототип автомобиля «Spark-Renault SRT 01E», который послужил стартом проекта и будет использоваться в первом сезоне чемпионата[1].

Чемпионат Формулы E стартовал в сентябре 2014 года, и изначально планировалось, что в ходе первого сезона все команды будут использовать одинаковые машины, постройкой которых занимается консорциум компаний Dallara, Renault, Spark Racing Technologies, McLaren и Williams.

Роли компаний в консорциуме

Компания Spark Racing Technology занимается разработкой и производством машин. (По неподтверждённым данным появился ещё один участник по разработке и производству машин, одобренный Международной автомобильной федерацией (FIA), — компания Bluebird Speed Records)

Команда McLaren стала официальным поставщиком электродвигателей, трансмиссий, стандартных блоков электронного управления (ECU) и всей электронной начинки. (Британская компания начала разработку электродвигателя ещё четыре года назад. В результате McLaren удалось создать силовую установку мощностью более 250 л. с., обладающую крутящим моментом 140 Н•м и весом всего 25 килограммов)

Команда Williams проектирует и собирает батареи, которые будут использоваться в чемпионате FIA Формула E, стартовавшем в 2014 году. Обязательным условием является масса блока аккумуляторов — она не должна превышать 300 килограммов.

Компания Dallara принимает участие в создании шасси будущей машины.

Renault проводит технологическую экспертизу машин Формулы E, произведённых Spark Racing Technology, направленную для оптимизации электрических и электронных конструкций, работы силовых установок и трансмиссии, а также «для обеспечения безопасности и надёжности машин».

Для сезона построено 42 таких машины, так как каждый пилот в течение гонки использует по две.

Другие компании, подписавшие соглашение с Формулой E
  • Компания TAG Heuer стала официальным хронометристом чемпионата.
  • Американская компания Qualcomm Incorporated по разработке и исследованию беспроводных средств связи стала официальным технологическим партнёром серии. В рамках соглашения компания консультирует представителей Формулы E в вопросах новых и более прогрессивных беспроводных технологий. Так, уже в 2014 году технология беспроводной зарядки Qualcomm Halo™ Wireless Electric Vehicle Charging (WEVC) адаптирована для использования на машинах безопасности Формулы E. Со второго сезона она будет доступна и для гоночных машин серии. Технология Qualcomm Halo WEVC основана на резонансной магнитной индукции, которая позволяет передавать энергию между специальным блоком, расположенным на земле, и блоком зарядки на электромобиле. Пилот просто останавливает машину над блоком, и зарядка начинается автоматически. В будущем, как надеются организаторы серии, развитие этой технологии приведёт к использованию в Формуле E динамической подзарядки, благодаря которой батареи машин будут заряжаться прямо по ходу гонки.
  • Шинная компания Michelin стала официальным поставщиком международного чемпионата.

О самой серии

Бывший гонщик Формулы 1 Лукас ди Грасси был назначен в качестве официального тест-пилота чемпионата в сентябре 2012 года.

Участие в новой серии достаточно привлекательно для команд благодаря экологичности машин и значительно более низким расходам по сравнению с Формулой 1. Так, если в Ф1 содержание команды обходится в среднем 115 миллионов фунтов, то в Формуле E — только 3 миллиона. При этом максимальная скорость машины будет достигать 225 км/час (ограничено FIA), что значительно медленнее Ф1, но не настолько, чтобы две серии нельзя было сравнивать.

Для ограничения расходов, во время гонки в боксы каждой команды допускается только восемь человек, но в это число не входят гонщики и специалисты, обслуживающие силовые установки. Среди них будут два гоночных инженера, один инженер-телеметрист, четыре механика и один руководитель команды.

В Формуле Е довольно большой призовой фонд: на каждом этапе будет разыгрываться 500 тысяч евро[источник не указан 1100 дней]

Из-за очевидных ограничений электрических автомобилей во время гонки гонщики будут использовать два автомобиля — А и B.

Примерно через полчаса после старта пилот оставит автомобиль А, пересядет во второй автомобиль и поедет на нём.

Формула Е будет стремиться стать серией для топ-пилотов, которые будут приходить из GP2, IndyCar, Формулы 1. Это и молодые гонщики с опытом, которые находятся в середине своей карьеры, а также гонщики, которые уходят из Формулы 1 (как Ковалайнен, Буэми или Альгерсуари) и не могут вернуться в GP2[2]. То же самое касается гонщиков IndyCar.

Автомобили

  • Участие будут принимать 10 команд, 20 гонщиков, и 40 машин
  • В команде будут 2 гонщика и 4 машины

По заверениям официального тест-пилота Лукаса ди Грасси, машина довольно громкая. Она издаёт не такие звуки, как двигатель внутреннего сгорания, звук электромотора низкий, чем-то похож на шум летящего самолёта. В кокпите на высокой скорости пилот слышит в основном аэродинамические шумы и звук шин.

Мощность двигателя составляет 220 кВт, но крутящий момент очень высокий[3]. По словам Лукаса машиной интересно управлять, но не так просто. По регламенту батарея должна обеспечивать её работу на протяжении 25 минут. Поэтому пилотам необходимо использовать тактический подход к гонке. 220 кВт эквивалентны 300 лошадиным силам, однако мощность двигателя можно поднять до 500 л.с., но при этом дистанция уменьшится вдвое.

Технические характеристики

Общая конструкция

Аэродинамика, выдерживающая езду в аэродинамической тени, для облегчения обгонов.

Высокий дорожный просвет и широкий диапазон настроек подвески, позволяющий ездить по центральным улицам города.

Экономическая эффективность.

Соответствие правилам безопасности FIA.

Технология

Использование новейших технологий, раздвигая границы будущего.

Компромисс между производительностью и экономической эффективности по мере возможности.

Широкое применение композиционных материалов, но ограничено использование самых дорогих углеродных волокон.

Размеры

Общая длина: 5000 мм (максимум)

Ширина: 1800 мм (максимум)

Высота: 1250 мм (максимум)

Ширина колеи: 1300 мм (минимум)

Дорожный просвет: 75 мм (максимум.)

Общий вес (включая водителя): 800 кг (минимум) / / одни только Батареи 200 кг.

Мощность

Максимальная мощность (ограниченная): 200 кВт (270 л.с.)

Гонка в режиме энергосбережения: 133 кВт (180 л.с.)

«Push-to-pass»: 67 кВт (90 л.с.) — (Push-to-pass («нажми, чтобы обогнать») — кнопка на рулевом колесе, которая предоставляет гонщику возможность увеличения мощности автомобиля в течение короткого периода времени. Система предназначена, чтобы сделать обгон проще).

Максимальная мощность доступна во время практики и квалификации. Во время гонок включается режим энергосбережения с применением системы «Push-To-Pass», позволяющей использовать максимальную мощность в течение ограниченного времени.

Количество энергии, которое может быть доставлено блоком мотор-генератор к системе аккумуляторного хранения энергии, ограничивается в 30 кВт. Это будет постоянно контролироваться FIA.

Производительность

Ускорение: 0 — 100 км/ч (0-62 миль/ч) за 3 секунды — Расчетная

Максимальная скорость: 225 км/ч (ограничено FIA) — Расчетная

Уровень шума в децибелах на большой скорости будет приблизительно 80 дБ (обычный автомобиль: 70 дБ; автобус: 90 дБ; Формула-1 — 130 дБ)

Двигатель

Блок мотор-генератор от McLaren

Разрешено максимум два блока мотор-генератор

Блок мотор-генератор может быть соединён только с задней осью

Использование трекшн-контроля запрещено

Тяговая батарея

Тяговая батарея является аккумуляторной системой хранения энергии (RESS) и поставляет электрическую энергию по силовой цепи к тяговому двигателю. Любая бортовая батарея, подключённая к силовой цепи, считается неотъемлемой частью батареи автомобиля.

Аккумуляторная система хранения энергии (RESS)

Аккумуляторная система хранения энергии (RESS) — это система, которая предназначена для движения автомобиля с помощью электродвигателя. Она должна попадать под следующие соответствия:

— Стандарт FIA

— Максимальный вес батареи и / или конденсатора (RESS) не должен быть выше 200 кг

— Все Гальванические элементы должны быть удостоверены к Стандартам Транспортировки ООН в качестве минимального требования

Шасси

Шасси / Монокок — структура из углерода-алюминиевых сот сделанная Dallara

Передние и задние крылья — структура из углерода и Аэро моделированная Dallara

Кузов — конструкция — структура из углерода-кевлара сделанная Dallara

Коробка передач

Секвентальная с последовательным переключением передач

Фиксированные передаточные числа для уменьшения затрат

Тормоза

Две стандартные гидравлические системы, управляемые одной педалью

Материал тормозов — не регламентирован (свобода выбора)

Тормозной суппорт — сечение каждого поршневого суппорта должно быть круглыми

Сплав тормозного суппорта должен быть из алюминия

Колеса и шины

Сделанные на заказ 18 дюймовые шины Michelin с протектером для использования в сухих и влажных условиях

Гоночные магниевые диски — O.Z. Максимальная ширина шин — передней 260 мм / задней 305 мм. Максимальный диаметр шин — передние 650 мм / задняя 690 мм

Электроника

Электронные системы McLaren ECU/ GCU включая систему регистрации данных

Блок управления электропитания

Разрешено оборудование для получения и накопления данных

Телеметрия не разрешена

Подвеска

Двойные стальные поперечные рычаги с толкающей тягой, два амортизатора и торсионы подвески (спереди) и пружинная подвеска (сзади)

Регулировка высоты дорожного просвета, развал и схождение

Два спереди / Четыре сзади регулируемых амортизаторов KONI

Регулируемые стабилизаторы поперечной устойчивости (передние/задние)

Гран-при

Формат мероприятия[4]

Чемпионат состоит из 11 этапов, проходящих по уличным трассам городов по всему миру.

Открытие сезона состоялось в Пекине в сентябре 2014 года. Чемпионат продолжался до июня 2015 г.: этапы проводились в десяти ведущих городах мира, включая Майами, Берлин, Москву и Лондон, где 10 команд и 20 пилотов демонстровали захватывающую борьбу на городских трассах, привлекая еще больше поклонников к данному виду спорта по всему миру.

Практика, квалификация и гонка будут проходить в течение одного дня в целях сокращения расходов и уменьшения дискомфорта в принимающем городе.

Свободные заезды

Согласно правилам, утро отводится на ознакомление с трассой в ходе свободных заездов, которые проходят в два этапа: 45-минутный и 30-минутный. Гонщики имеют в наличии две машины, имея возможность их менять если потребуется. Полная мощность (200 кВт /270 л.с.) доступна на протяжении всей практики.

Квалификация

Квалификационная сессия длится один час. Гонщиков делят на четыре группы по 5 человек. У каждой группы имеется 6 минут, чтобы показать лучшее время прохождения трассы. Гонщики могут использовать только один автомобиль и иметь максимум четыре круга — два из которых быстрые. Полная мощность (200 кВт /270 л.с.) доступна на протяжении всей квалификации.

Гонка

Гонка начинается со стартовой решётки и длится приблизительно 50-60 минут. Гонщики должны сделать один обязательный пит-стоп, чтобы сменить автомобиль. Двигатели будут переключены в режим энергосбережения (133 кВт /180 л.с.), но их мощность может быть увеличена до максимальной (200 кВт /270 л.с.) с помощью обгонной системы Push-to-pass (нажми чтобы обогнать).

Чемпионат

Чемпионат Формулы E проходит среди гонщиков и команд. Система начисления очков повторяет принятую в Формуле 1; дополнительные 3 очка начисляются за поул-позицию и 2 — за лучший круг.

Телетрансляции

Трансляция всех этапов осуществляется на официальном сайте серии.[5] По телевидению в России с 2016 г. показываются обзоры всех гонок чемпионата и полностью московский этап серии на телеканале «Матч! Арена».[6]

Гонки первого сезона

Е-при Город Дата
Е-при Пекина Пекин[7] 13 сентября 2014
Е-при Путраджаи Путраджая[8] 22 ноября 2014
Е-при Пунта-дель-Эсте Пунта-дель-Эсте 13 декабря 2014
Е-при Буэнос-Айреса Буэнос-Айрес 10 января 2015
Е-при Майами Майами 14 марта 2015
Е-при Лонг-Бич Лос-Анджелес[9] 4 апреля 2015
Е-при Монако Монте-Карло 9 мая 2015
Е-при Берлина Берлин 23 мая 2015
Е-при Москвы Москва[10] 6 июня 2015
Е-при Лондона Лондон[11] 27 июня 2015

Участники чемпионата 2014—2015

Первоначально команда Drayson Racing подавала заявку на участие в чемпионате, но потом отказалась, заявив, что будет «основным технологическим партнёром» команды TrulliGP[12].

Команда Пилоты Этапы
Virgin Racing[13] 2 Сэм Бёрд[14] 1-11
3 Хайме Альгерсуари[14] 1-9
Фабио Ляймер 10-11
Mahindra Racing[15] 5 Карун Чандхок[16] 1-11
21 Бруно Сенна[16] 1-11
Dragon Racing[17] 6 Ориоль Сервия[18][19] 1-4
Лоик Дюваль 5-11
7 Жером д’Амброзио[20] 1-11
e.dams Renault[21] 8 Николя Прост[22] 1-11
9 Себастьен Буэми[22] 1-11
Trulli GP[23][24] 10 Ярно Трулли[23] 1-11
18 Микела Черрути[25] 1-4
Витантонио Лиуцци[26] 5-9
Алекс Фонтана 10-11
Audi Sport ABT[27] 11 Лукас ди Грасси[28] 1-11
66 Даниэль Абт[28] 1-11
Venturi Grand Prix[29] 23 Ник Хайдфельд[30] 1-11
30 Стефан Сарразан[30] 1-11
Andretti Autosport[31] 27 Франк Монтаньи[32] 1-2
Жан-Эрик Вернь[33] 3-11
28 Шарль Пик 1
/ Мэттью Брэбем[34] 2-3
Марко Андретти[35] 4
Скотт Спид[36] 5-8
Джастин Уилсон 9
Симона ди Сильвестро 10-11
Amlin Aguri[37][38] 55 Такума Сато[39] 1
Антониу Феликс да Кошта[40] 2-9
Сакон Ямамото 10-11
77 Кэтрин Легг[38] 1-2
Сальвадор Дюран[41] 3-11
China Racing[42] 88 Тун Хопинь[43] 1-2,4
Антонио Гарсия[44] 3,9
Шарль Пик[45] 5-8
Оливер Терви 10-11
99 Нельсон Пике-мл.[46] 1-11

Примечания

  1. Представлен первый автомобиль для Формулы-Е. Motor.ru, 10.09.2013
  2. Пять экс-пилотов «Формулы-1» намерены участвовать в «Формуле-Е». Sports.ru, 8 января 2014 со ссылкой на Ex-Formula 1 drivers and IndyCar stars chasing Formula E seats. Autosport, 8.01.2014
  3. Лукас ди Грасси провёл первые тесты машины Формулы E. F1News.ru, 21.11.2013
  4. Rules & Regulations
  5. FIA Formula E Championship - Live Streaming - Official FIA Formula E Championship. fiaformulae.com. Проверено 8 февраля 2016.
  6. «Матч! Арена» покажет московский этап Формулы-Е и хайлайты всех гонок. www.championat.com. Проверено 8 февраля 2016.
  7. Организаторы первой гонки Формулы E представили проект трассы. F1News.ru, 13.03.2014
  8. Первый сезон чемпионата Формула-Е, 2й этап — Путраджая, Малайзия fe-world.com, 09.04.2014
  9. Первый сезон чемпионата Формула-Е, 7й этап - Лонг Бич fe-world.com, 12.04.2014
  10. Первый сезон чемпионата Формула-Е, 9й этап - Москва fe-world.com, 12.04.2014
  11. Первый сезон чемпионата Формула-Е, 10й этап - Лондон. Двойная гонка fe-world.com, 12.04.2014
  12. Ярно Трулли выступит в Формуле E за свою собственную команду. F1News.ru, 18.06.2014
  13. Virgin to enter team in Formula E, Autosport, Haymarket Publications (5 December 2013). Проверено 5 декабря 2013.
  14. ↑ Jaime Alguersuari and Sam Bird join Virgin Racing, Formula E Operations, FIA Formula E Championship (13 May 2014). Проверено 13 мая 2014.
  15. Indian manufacturer Mahindra Racing signs as eighth Formula E team, Formula E Operations, FIA Formula E Championship (28 November 2013).
  16. ↑ Karun Chandhok and Bruno Senna sign for Mahindra Racing, Formula E Operations, FIA Formula E Championship (26 May 2014). Проверено 26 мая 2014.
  17. Dragon Racing joins FIA Formula E Championship as fourth team, Formula E Operations, FIA Formula E Championship (31 August 2012).
  18. Oriol Servia to race for Dragon in Beijing, Formula E Operations, FIA Formula E Championship (5 September 2014). Проверено 5 сентября 2014.
  19. Mike Conway leaves Formula E, Oriol Servia steps in at Dragon, Autosport.com (5 September 2014). Проверено 5 сентября 2014.
  20. Jerome d'Ambrosio to compete in Formula E with Dragon Racing, Formula E Operations, FIA Formula E Championship (22 July 2014). Проверено 22 июля 2014.
  21. Alain Prost & Jean-Paul Driot team up for Formula E, Formula E Operations, FIA Formula E Championship (24 October 2013).
  22. ↑ Buemi, Prost confirmed as e.dams drivers, GPUpdate.net (30 June 2014). Проверено 30 июня 2014.
  23. 1 2 Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок Trulli не указан текст
  24. Trulli GP is a Swiss team, Formula E Operations, Twitter (24 July 2014). Проверено 24 июля 2014.
  25. Michela Cerruti joins TrulliGP to become second female driver, Formula E Operations, FIA Formula E Championship (30 June 2014). Проверено 30 июня 2014.
  26. Vitantonio Liuzzi to replace Michela Cerruti in the Miami ePrix. (March 14, 2015).
  27. ABT joins as seventh team, Formula E Operations, FIA Formula E Championship (15 November 2013).
  28. ↑ ABT Sportsline unveils Formula E driver line-up with Lucas di Grassi & Daniel Abt, Formula E Operations, FIA Formula E Championship (13 February 2014). Проверено 13 февраля 2014.
  29. http://www.fiaformulae.com/news/leonardo-dicaprio-to-enter-formula-e
  30. ↑ Venturi Grand Prix unveils its two drivers, Venturi Grand Prix (26 June 2014). Проверено 26 июня 2014.
  31. IndyCar squad Andretti Autosport to field a team in Formula E, Autosport, Haymarket Publications. Проверено 18 июля 2013.
  32. Franck Montagny confirmed for Andretti's Formula E team, MotorSportsTalk, NBC Sports (29 May 2014). Проверено 31 мая 2014.
  33. Jean-Eric Vergne to compete with Andretti in Uruguay, FIA Formula E (8 December 2014). Проверено 8 декабря 2014.
  34. Matthew Brabham to race for Andretti in Putrajaya, FIA Formula E (20 November 2014). Проверено 20 ноября 2014.
  35. Marco Andretti to Drive in Buenos Aires ePrix.
  36. Scott Speed to race for Andretti in Miami (05 Mar 15).
  37. Ex-Formula 1 team Super Aguri to enter Formula E, Autosport, Haymarket Publications (31 October 2013). Проверено 31 октября 2013.
  38. ↑ About - Katherine Legge, Amlin Aguri (27 June 2014). Проверено 27 июня 2014.
  39. @Amlin_Aguri: 11 September, Twitter, Twitter Inc. (11 September 2014). Проверено 11 сентября 2014.
  40. About - Antonio Felix da Costa, Amlin Aguri (2 July 2014). Проверено 2 июля 2014.
  41. Durán replaces Legge for Punta del Este ePrix, e-racing (9 December 2014). Проверено 9 декабря 2014.
  42. China Racing becomes second team to commit to Formula E, Autosport, Haymarket Publications (27 February 2013). Проверено 28 февраля 2013.
  43. Nelson Piquet Jr. and Ho-Pin Tung sign for China Racing, Formula E Operations, FIA Formula E Championship (21 August 2014). Проверено 21 августа 2014.
  44. Garcia joins China Racing in Uruguay, Formula E Operations, FIA Formula E Championship (1 December 2014). Проверено 10 декабря 2014.
  45. Formula E Miami: Charles Pic to make FE return with China Racing (March 12th 2015).
  46. Nelson Piquet Jr secures Formula E drive with China Racing, Autosport, Haymarket Publications (21 August 2014). Проверено 21 августа 2014.

Ссылки

  • Официальный сайт FIA о Чемпионате по Формуле Е (англ.)
  • Официальный сайт организатора российского этапа Чемпионата FIA Формула Е formulae.moscow
  • Мир Формулы-Е: последние новости, обзоры, видео, фото fe-world.com
  • Новости о Формуле Е на сайте F1News.ru  (рус.)
  • Формула Е: новости, аналитика, обзоры, интервью, фото и видео electroformula.ru  (рус.)

Формула-Е.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29