Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС) |
|
|
|
Международное название |
Far Eastern State Transport University |
---|---|
Прежние названия |
Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ) |
Год основания | |
Тип |
транспортный университет |
Ректор | |
Президент | |
Расположение | |
Юридический адрес |
Хабаровск, ул. Серышева, д. 47 |
Сайт |
http://www.dvgups.ru/ |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (ДВГУПС) — один из крупнейших вузов Дальнего Востока. Ранее назывался Хабаровским институтом инженеров железнодорожного транспорта (1937—1993 гг.), Дальневосточной государственной академией путей сообщения (1993—1997 гг.)
Создан приказом Народного комиссара путей сообщения Союза Советских Социалистических Республик от 08.09.1937 № 232Ц.
Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает более 700 человек, из которых большинство имеют ученые степени и звания, в том числе более 100 докторов наук и профессоров. Ведущими учеными университета созданы научные школы.
Дальневосточный государственный университет путей сообщения осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям высшего образования в области транспорта, электроэнергетики, строительства, управления и экономики.
В 2007 г. ДВГУПС удостоен Национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая Колесница» в номинации "Лидер российской транспортной науки и образования.
Хабаровский университет инженеров железнодорожного транспорта был основан приказом НКПС № 232/Ц от 8 сентября 1937 г., изданном в соответствии с решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 августа 1937 г. Начальником строительства, а впоследствии начальником института стал Павленко Тимофей Александрович.
Институтский комплекс включал общежитие, учебный корпус и два жилых дома. Закладка фундамента (общежития) началась в июне 1939 г., а уже с сентября 1939 г. начались учебные занятия. Контингент первого набора студентов составлял 106 человек. Из-за того, что здание еще не было построено, студенты были отправлены в Томский и Новосибирский институты инженеров железнодорожного транспорта. Во второй учебный год студенты обучались уже в собственном помещении. Их численность составляла 310 человек.
Технический проект института был разработан в архитектурной мастерской НКПС архитекторами Г. И. Волошиным и М. А. Готлибом под руководством академика архитектуры К. Алабяна.
Помощь в формировании профессорско-преподавательского состава и становлении материальной базы института оказали Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, Московский электромеханический институт транспорта и Владивостокский университет.
Первоначально институт состоял из трех факультетов: паровозного (специальность «Паровозное хозяйство»), постройки железных дорог, путевого хозяйства, движения и грузовой работы (специальности «Движение и грузовая работа» и «Постройка железных дорог и путевое хозяйство») и механизации путевых и строительных работ.
В первые годы Великой Отечественной войны в действующую армию ушли 177 студентов, преподавателей и служащих университета. Оставшийся коллектив завершил к 1943 г. строительство центральной части здания общежития. Окончательно строительство института было завершено в 1946—1956 гг.
В марте 1942 г. было образовано вечернее отделение, а 29 июля 1944 г. состоялся первый выпуск — 84 инженера.
В 1949 г. начальником института стал директор-полковник тяги Дмитренко Валентин Иосифович.
В ноябре 1949 г. состоялась первая научно-практическая конференция. В 1956 г. был произведен первый набор студентов по новым специальностям — «Тепловозы и тепловозное хозяйство», «Электроподвижной состав» и «Электрификация железных дорог». На базе этих специальностей был образован факультет «Электрификация железных дорог». В 1961 г. состоялся первый выпуск инженеров-электриков. Также была организована подготовка инженеров по специальности «Промышленное и гражданское строительство».
Позднее были организованы кафедры «Автоматика и телемеханика», «Связь на железнодорожном транспорте», «Мосты и тоннели».
К 1959 г. был введён в постоянную эксплуатацию новый учебный корпус (нынешний главный), завершено строительство первого общежития (нынешнего второго учебного корпуса), учебных мастерских и клуба.
В 50-е — 60-е гг. заведующий кафедрой «Основания и фундаменты» профессор А. В. Паталеев сформировал коллектив строителей-мерзлотоведов, который специализировался на строительстве железных дорог в суровых климатических условиях Дальнего Востока и Забайкалья. Опыт, накопленный учеными, был использован при проектировании и сооружении Байкало-Амурской магистрали.
Также в проектировании магистрали принимали участие сотрудники кафедры «Проектирование и строительство железных дорог». В частности, группа студентов под руководством автора проекта Солодовникова Бориса Ивановича проработала варианты трассировки наиболее сложных участков пути, проходящих вдоль р. Амгунь. Непосредственное участие в сооружении мостовых переходов на БАМе принимала мостостроительная группа кафедры «Строительная механика». Тепловозные кафедры института занимались исследованиями в области эксплуатации локомотивов на Байкало-Амурской магистрали.
Другими важными научными достижениями тех лет стали разработка и внедрение ступенчатой комплексной маршрутизации грузовых перевозок, исследование предварительно напряжённых железобетонных конструкций.
Для создания новых механизмов и машин в институте в 1955 г. открылось опытно-конструкторское бюро «Путевые машины», в котором затем будут разработаны звеносборочный комбайн и звеносборочная машина (50-е гг.), звеносборочная и звеноразборочная линии на железобетонных шпалах (конец 60-х — начало 70-х гг.) и другие механизмы.
В марте 1962 г. в институте создан первый на Дальнем Востоке вычислительный центр на базе ЭВМ «Урал-2». На ней выполняли расчеты для кандидатских и докторских диссертаций, а также производственные задания по сетевому графику судостроительного и авиационного заводов г. Комсомольска-на Амуре. Эта ЭВМ обслуживала и Дальневосточную железную дорогу.
В середине 60-х гг. в институте образовалось студенческое научное общество, на некоторых профилирующих кафедрах появились студенческие проектно-конструкторские и проектно-технологические бюро.
В апреле 1966 г. на базе факультета «Электрификация железных дорог» был сформирован первый студенческий строительный отряд «Энергия», насчитывающий 100 бойцов.
В 1975 г. открылся музей Истории ДВГУПС.
В 1978 г. после смерти В. И. Дмитренко институт возглавил Тиличенко Артур Григорьевич, прежде первый проректор по научной работе.
В 70-е гг. был построен лабораторный корпус и две 9-этажные пристройки к нему (так называемые «башни»). Также была открыта база отдыха в с. Рязановка Приморского края.
В 1988 г. впервые в истории института ректора выбирали на конференции трудового коллектива, причём выборы были альтернативными. Ректором стал Виктор Григорьевич Григоренко, декан факультета повышения квалификации и секретарь парткома ХабИИЖТа.
В 1990 г. при институте был создан железнодорожный лицей.
В 1996 г. завершилось строительство легкоатлетического манежа, несколько позже создан новый опытно-конструкторский комплекс для НВЦ «Путевые машины».
В 90-е гг. Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта был последовательно преобразован в Дальневосточную академию путей сообщения, а затем — в Дальневосточный государственный университет путей сообщения.
В учебный процесс, научно-исследовательскую работу и управление университетом стали активно внедряться современные информационные технологии.
В ноябре 2007 г. на конференции коллектива университета ректором был избран Дынькин Борис Евгеньевич[1], заведующий кафедрой «Электроснабжение» и проректор по научной работе.
Приоритетные темы научных исследований:
При университете действует аспирантура по 45 научным специальностям и 12 отраслям науки, докторантура по 4 научным специальностям и 3 отраслям науки. Открыты советы по защите диссертаций на соискание научных степеней кандидата и доктора наук по специальностям:
Работают лаборатория диагностики и неразрушающих методов контроля, научно-исследовательская лаборатория «Основания и фундаменты», центры «Энергоаудит», волоконно-оптических линий связи, микропроцессорных систем управления, научно-внедренческий центр «Ресурс», центр «Технолог», психолого-диагностический центр, а также лаборатория информационной безопасности.
Издается научно-теоретический журнал «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке» (главный редактор д.филос. н., профессор Сердюков Юрий Михайлович)
В университете выделен Координационный центр научной подготовки студентов, основными задачами которого является организация внутривузовских студенческих научных мероприятий, организация студентов на участие в межвузовских студенческих научных мероприятиях, выявление студентов со способностями к научной работе (и рекомендация их для работы в научно-исследовательских учреждениях и к поступлению в аспирантуру), организация научных студенческих кружков.
Основные научные мероприятия, в которых традиционно участвуют студенты ДВГУПС:
В Дальневосточном государственном университете путей сообщения установлены связи и академические обмены с вузами Китая, Японии, Республики Корея, КНДР, Вьетнама, Германии, Голландии, США.
В сфере науки университет ведет работу с университетом г. Циндао, Хэбейским университетом, Шаньдунским, Пекинским и Далянским университетами путей сообщения (КНР), Пхеньянским железнодорожным университетом (КНДР), университетом «Усонг» (Республика Корея).
Партнерами ДВГУПС в совместных международных образовательных и научных программах являются:
Университет является членом Международной ассоциации преподавателей английского языка
В университете действует спортивный студенческий клуб «Локомотив».
Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта.